Вячеслав Лебедев всегда выступал за больший суверенитет граждан перед лицом государства. Фото с сайта www.vsrf.ru
В ночь на 24 февраля 2024-го, то есть на 81-м году жизни, скончался Вячеслав Михайлович Лебедев – первый и на тот момент единственный за всю историю Российской Федерации председатель Верховного суда (ВС РФ) страны. Руководящую должность он занимал с момента ее возникновения в декабре 1991 года, но на самом деле пробыл на ней без малого 35 лет. Поскольку еще в июле 1989 года Лебедев был назначен председателем ВС РСФСР.Он родился в Москве 14 августа 1943 года, всю жизнь в столице и проработал – сначала на заводе слесарем, потом, после вечернего отделения юрфака МГУ, в Министерстве промышленного строительства СССР. Первую судейскую должность Лебедев получил еще в 1970-м – и навсегда остался в системе правосудия. С районного уровня он перешел на городской, с сентября 1986 года возглавив Мосгорсуд, а потом и на общероссийский.
Судя по тому, что свою кандидатскую диссертацию Лебедев защитил только в 1998 году, она называлась «Судебная власть на защите конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность в уголовном процессе», его следует считать скорее судебным администратором, чем ученым. Злые языки разного рода впоследствии утверждали, что Лебедев был «правильным» судьей, вспоминая то его участие в репрессиях против советских диссидентов, то своевременный переход на сторону Бориса Ельцина в 1993 году. Доктором юридических наук председатель ВС стал в 2000 году, представив первый этап своей профессиональной карьеры в научной работе «Проблема становления и развития судебной власти в РФ».
Поскольку Лебедев оставался несменяемым руководителем системы при любых ее законодательных изменениях и при всех президентах страны, то можно сказать, что он сам и был этим ВС РФ. Его личность отпечаталась в облике отечественной Фемиды, которой он был настоящим отцом. Что не отменило вовсе не при нем укоренившейся практики контроля верховной власти за кадровым составом судейского корпуса. Лебедев понимал эту специфику и противодействовать ей не пытался.
Однако именно Лебедев последовательно выступал за расширение компетенции суда присяжных. И создание самостоятельных апелляционных и кассационных судов, ответственных за отдельные округа, было его инициативой. Также он настойчиво отстаивал декриминализации преступлений небольшой тяжести, долго не находя поддержки ни среди силовиков, ни в парламенте. Одним из главных замыслов Лебедева, который удалось осуществить, стал Кодекс административного судопроизводства (КАС) – о правилах споров граждан с властью. Он изначально вообще настаивал на том, что необходима отдельная структура административных судов, но не нашел понимания в верхах. С самим КАС не все вышло так, как было запланировано Лебедевым: вроде бы принцип презумпции правоты гражданина перед лицом государства и был заложен, но с множеством оговорок и условий.
Как сам Лебедев, так и его ВС РФ долго выглядели неким лучиком света в сгущающемся сумраке судопроизводства, его не столько согревая, сколько освещая. Из-за чего лучше была видна неприглядная картина и формального судебного конвейера, и «басманного правосудия». Так что советский юрист, руководивший российской Фемидой, в итоге так и оставил ее с незавязанными глазами.