75-летнее правление британской королевы вряд ли когда-либо будет забыто. Фото Reuters |
Вслед за 96-летней Елизаветой II ушла не эпоха, а сразу несколько эпох. Она возглавляла страну более 70 лет и надела корону тогда, когда уже вовсю Британия распадалась как империя. Причем в какой-то степени королева стала таковой случайно, поскольку изначально она отнюдь не была наследником первой очереди. Тем не менее язык не повернется назвать ее правление неудачным. Елизавета II прекрасно олицетворяла собой консерватизм британцев и их уважение к традициям.
Королева не навязывала себя, вела себя достойно, скромно, но при этом не небезучастно. В ней чувствовалось нечто действительно спокойное и вечное. Смерть монарха и ее фигура как будто резко контрастировали с тем, что происходило в британской политике в последние два года: постоянные громкие скандалы с участием премьер-министра Бориса Джонсона, окончившиеся его отставкой, и рекордно скорой последующей отставкой Элизабет Трасс, которой королева вверила пост премьер-министра за два дня до своей кончины.
В фигуре Елизаветы II чувствовались не амбиции, как у большинства политиков, а долг, спокойный человеколюбивый, но требовательный к себе. В какой-то степени это могло ее рассорить с детьми и внуками. В отличие от ее крепкого, хотя и не идеального брака, с ними все было не так гладко: Елизавета II не всегда одобряла выбор отпрысков в личной жизни и, вероятно, считала, что, выбирая себе партнера, они должны думать не только о своих предпочтениях, но и о том, как это будет выглядеть в свете.
Не так уж идеальны были ее отношения и с принцем Чарльзом, но все-таки в конечном счете он брал на себя все больше обязанностей и стал наследником – королем Карлом III.
Несмотря на некоторые возникшие сомнения в необходимости института монархии еще в XX веке, спокойное и достойное правление Елизаветы II привело к тому, что серьезных дискуссий о реформе государственного устройства в Британии удалось избежать.
За время своего правления Елизавета II успела повстречаться с Юрием Гагариным, Никитой Хрущевым Мэрилин Монро. Утонченность манер королевы отмечали многие, с кем ей приходилось беседовать. Даже «токсичный» Дональд Трамп, бывший одним из 14 президентов США, удостоенных аудиенции монарха, подчеркивал в ней прекрасное чувство юмора и мудрость. А канцлер Германии Олаф Шольц отмечал роль Елизаветы II в примирении немцев и британцев после Второй мировой войны.
И хотя в столь долгом правлении королевы были и свои проблемы, британцы наверняка сохранят о ней добрую память.