![]() |
Гоголь в «Ревизоре» выстраивал целую вселенную русской провинции. Константин Савицкий. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ревизор». 1901. Днепропетровский художественный музей |
«Начинающему поэту Семену Липкину Мандельштам подал пальто. Юноша, понятно, смутился и попытался перехватить инициативу. На это Осип Эмильевич сказал:
– Есть английская поговорка: «В борьбе человека с пальто стань на сторону человека».
Последние вещи Ласкина складываются в одну большую книгу, которую совершенно точно можно назвать «Человек против пальто» (хотя, конечно, велик соблазн заменить «пальто» на «шинель», но об этом чуть позже). Вот и новый документальный роман «Жены Матюшина» на ту же тему. Хотя, конечно, заглавие не обманывает, и те самые жены художника и музыканта Михаила Матюшина присутствуют, дабы периодически возвращать и автора, и читателя к основной сюжетной линии. Правда, первой жене, Марии Патцак, уделено совсем мало внимания, в центре – соцреалистка Ольга Громозова (супруга за нумером 3), которой противопоставлена вторая благоверная – авангардистка Елена Гуро.
Легко заметить, что основной конфликт романа заключается в столкновении свободных людей с пальто. Именно в костюмы, шинели, пальто и прочие футляры облачены самые несимпатичные герои книги: чиновные литераторы Александр Прокофьев и Всеволод Кочетов, мелькающий то и дело Ленин. Люди, держащиеся за место, за власть, неспособные на художественный маневр, крайне боятся перейти границы, отчаянно цензурируя самих себя.
Другое дело сам Матюшин, перешедший от музыки к живописи, и его ученики; Елена Гуро, будто не заметившая границу между природой и искусством, жизнью и смертью, так никуда и не ушедшая из Уусиккирко. Да и вообще тут появляется целый ряд симпатичных персонажей, о которых мы с вами, читатель, ничего прежде не знали. Чего стоят, например, стихи школьника Кирилла Городкова, живо напоминающие Хармса и Ко.:
Ломоносов, ломонос!
Ты стоишь, задравши нос,
Между колб и склянок, банок,
И мензурок, и весов.
Ты стоишь здесь, Ломоносов.
Ты стоишь, задравши нос.
![]() |
Александр Ласкин. Жены Матюшина. – М.: Новое литературное обозрение, 2025. – 224 с. |
Велик соблазн линию Громозовой подтянуть к современности и представить как историю «переобувания», но из книги, на мой взгляд, такая картина не складывается. Ольга Громозова всегда была очарована большевиками, Лениным, Бонч-Бруевичем. И влияние того же Владимира Ильича, как убедительно показывает Ласкин, явно оказывалось мощнее всего русского авангарда, вместе взятого. Посему и Стейнбек, встретившийся с Ольгой Константиновной как со свидетелем и соучастницей футуризма, явно остался не в восторге. Громозова осторожничала до последнего, вычеркивая, вымарывая и редактируя как свои собственные сочинения, так и биографию мужа. Но книга не осуждает третью жену Матюшина, не выносит ей приговор, как мне кажется, там есть сочувствие, да и как не посочувствовать, несмотря на весь этот громозовский соцреализм, ослепшей женщине, сохранившей работы мужа.
Тем более что, хоть роман и назван документальным, автор не смотрит на героев со стороны, он показывает нам их чувства и мысли, логику и мотивы. И понятно, что Александру Ласкину ближе Елена Гуро и Михаил Матюшин, а не Громозова с Кочетовым. И плавное, мгновенно очаровывающее читателя письмо автора ведет и нас к той же позиции. Написана книга очень хорошо, читается с большим удовольствием. Другое дело, что нарочно или случайно мы вновь сталкиваемся с мифом о хорошем искусстве, созданном симпатичными и порядочными людьми. К примеру, Громозова: променяла футуризм на Ильича с соцреализмом – вот и писала всякую муру. А Гуро, не отягченная низкой бытовухой и большевизмом, создала тексты на века. Однако реальная картина всегда сложнее, и думается, что не всякий художник от Бога – приятный и порядочный человек в жизни. Но это уже лирическое отступление рецензента.
Не пропускайте этот увлекательный роман, такой интеллигентной прозы в современном мире мало, снова вспоминая Хармса, призываю: «ловите момент».
Самара