О чем думают животные? О чем пишет искусственный интеллект? Изображение сгенерировано при помощи нейросети «Шедеврум»
Сегодня много спорят об искусственном интеллекте; писательница, врач по первой профессии попыталась ответить на эти споры романом. Нейрокомпьютер по имени Нэт, взаимодействующий напрямую с человеческим мозгом и испытывающий эмоции (он влюблен в одну из героинь книги, смертельно больную девушку Надежду), – главное действующее лицо научно-фантастического пласта этой остросюжетной книги (недаром его имя вынесено в заглавие романа). А разворачиваются события – по сути, научный медицинский эксперимент – в сложных условиях Полесского радиационно-экологического заповедника.
Сегодня довольно часто художественная литература стилизуется под нон-фикшн, так увлеклись все документальными историческими расследованиями. Пример тому – успех, который имеют книжные выставки non/fiction, ежегодно проходящие в Москве и собирающие десятки тысяч увлеченных читателей. И писательница открывает роман псевдодокументальным свидетельством, искусной литературной мистификацией: «Профиль: журнал Рыси и Нэта. Журнал был открыт 6 июня 2006 года, заморожен 12 июня 2006-го и передан Надеждой Сушкевич с разрешения Смотрителей, включая авторские права на публикацию материалов в открытом доступе, Софии Агачер в июне 2014 года».
В сентябре 1986 года, через пять месяцев после Чернобыльской катастрофы, мне с делегацией журнала «Литературная учеба» довелось посетить город Припять, чтобы в Доме культуры провести литературно-поэтический вечер для ликвидаторов из разных городов и республик тогдашнего СССР. Недавно, узнав, что в зону отчуждения теперь водят экскурсии, я вспомнила свои тогдашние ощущения – восторг от буйно цветущей красоты осенней природы и ужас от масштабов катастрофы, в одночасье обрекающей тысячи людей на выселение из родных мест и продолжающей быть опасной для всего живого, приближающегося к четвертому, взорвавшемуся блоку электростанции.
Поэтому я с огромным интересом читала роман Софии Агачер, родившейся в белорусском Гомеле, живущей в американском Чикаго и после написания романа поехавшей на экскурсию в Полесский радиационно-экологический заповедник, как сегодня в Республике Беларусь называют эти трагические места.
Писательница рассказывала: она работала над романом около десяти лет. Он построен, если говорить языком Михаила Бахтина, по законам полифонии – мы видим одни и те же события глазами разных героев. И не только людей: мы видим происходящее и в оценке нейрокомпьютера Нэта.
Сегодня все чаще авторы используют опыт работы в блоге, позволяющий сразу получать комментарии-отклики. Вспомним книгу Сергея Чупринина «Вот жизнь моя...» (далее в названии этой книги упоминается социальная сеть, запрещенная теперь на территории РФ). По этому пути пошла и София Агачер, выставлявшая роман главами в «Живом журнале» и получавшая интересные комментарии. Привычные главы здесь заменены постами – их в романе девять. Каждый написан от лица одного из персонажей, и к нему даются комментарии других участников эксперимента.
Отношения людей с миром животных и растений открываются в этой книге с неожиданной стороны. Писательница не согласна рассматривать животных в есенинском духе «как братьев наших меньших». По мнению Софии Агачер (и это один из тезисов международного экологического движения «зеленых»), животные и растения – равноправные участники существования всего живого на Земле, имеющие свое видение происходящего и свое мнение по поводу любого события. Уже в предисловии писательница утверждает: «Когда умирают срубленное дерево, убитая охотником птица или зверь, земля лишается частички души».
Об этом свидетельствует как подзаголовок романа («журнал Рыси и Нэта»), так и названия постов-глав этой необычной книги: «Пост 1. Лис», «Пост 2. Рысь», «Пост 4. Две рыси», «Пост 5. Болотные змеи», «Пост 6. Сны Рыси», «Пост 7. Под знаком Белой Волчицы». Деятельно участвуют в происходящих в романе событиях и растения: старый дуб может подставить подножку-корень убегающему от преследователей животному… А герой, к примеру, Поль Ванькович – беседовать с… ясенем: «Я просил прощения у дерева за то, что так долго шел, стал рассказывать ясеню о своих предках, которых он, несомненно, видел и помнил. Тишина, наполненная гомоном птиц, встревоженных нашим появлением, взорвалась и проникла в каждую клеточку моего тела».
Полесье – один из самых загадочных и богатых легендами районов Белоруссии, в который был влюблен еще Александр Куприн, посвятивший ему и полесским ведуньям одну из лучших повестей «Олеся».
Заметно в романе Софии Агачер и влияние белорусского Булгакова – Владимира Короткевича – яркого прозаика, автора повести с элементами мистики «Дикая охота короля Стаха», романов «Христос приземлился в Гродно» и «Черный замок Ольшанский».
![]() |
София Агачер. Исцеление мира: журнал Рыси и Нэта.– М.: Вече, 2025. – 352 с. |
Недаром у людей в течение столетий были тотемы-животные, память о них сохранялась в гербах и сказаниях. Так остроумно и последовательно обыгрывает писательница образ Лиса, изображенного на родовом гербе Ваньковичей, и Белой Лунной Волчицы, медальон с изображением которой хранит мудрая знахарка бабушка Вероники Анна. Один из героев романа – француз с белорусскими корнями Поль Ванькович, носящий «на безымянном пальце массивный золотой перстень – эмалевую пластину с красным рыцарским щитом, короной и лисом». Он возвращается в «старинный белорусский городок Хойники – былую вотчину воинственных и гонорливых шляхетских родов Вишневецких, Ястрембжевских, Ваньковичей» – в знакомый ему лишь по рассказам родителей замок предков, оказавшийся на территории Полесского заповедника.
Писательница подчеркивает внутреннюю связь героев с их тотемными животными: Вероники – с Белой Волчицей, Надежды Сушкевич – с Рысью (это ее детское прозвище в семье), Поля Ваньковича – с Лисом. Так: «Лучи заходящего солнца преломились в рыжей шевелюре пана Ваньковича, увенчав ее золотистой короной, прямо как на гербовой пластине перстня, а длинный нос, заостренной формы ушные раковины и небольшие карие, близко посаженные глаза и многочисленные веснушки придавали ему сходство с Лисом».
Медицинское образование – еще одна важнейшая творческая составляющая, помогающая писательнице, работающей в стилистике фантастического реализма, как оно помогало Антону Чехову, Михаилу Булгакову и Викентию Вересаеву.
Произведению свойственны точность психологических характеристик героев, парадоксальность медицинских решений и экспериментов (привет профессору Преображенскому из повести «Собачье сердце» от французского врача русского происхождения Андрэ Бертье, осуществляющего в заповеднике небывалый научный эксперимент по перемещению ментально-эмоционального тела человека в тело животного), деликатное и убедительно прописанное изображение состояния неизлечимо больных людей.
Актуальность роман приобретает сегодня – во время драматических событий на Черном море из-за разлива 3,5 тысячи тонн мазута на 54 квадратных километрах морской поверхности, когда гибнут птицы и рыбы, на берег волны выбрасывают тела умерших дельфинов… Экологическая катастрофа уровня Чернобыльской в одночасье стала реальностью и взята под контроль на высшем уровне.
В романе Софии Агачер все кончается хорошо. Он пронизан верой в отечественную и зарубежную науку, возможность международного сотрудничества ученых. Книга утверждает тупиковость равнодушно-потребительского отношения к природе базаровского толка (вспомним привычное со школьных лет: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»). Нет, природа – храм, и отношение к ней должно быть деликатным и трепетным. Так утверждает писательница.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать