0
236
Газета Проза, периодика Печатная версия

12.02.2025 20:30:00

Ему мила мерцающая даль

Сын сапожника и прачки, псаломщик в Преображенском соборе Нарвы и певец старой Руси Василий Никифоров-Волгин

Тэги: никифоровволгин, нарва, литература, репрессии


никифоров-волгин, нарва, литература, репрессии Огромный круглый хлеб и пасхальные свечи. Николай Пимоненко. Пасхальная заутреня в Малороссии. 1891. Рыбинский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

«А радость пасхальная все ширилась, как Волга в половодье, про которое не раз отец рассказывал. Весенними деревьями на солнечном поветрии заколыхались высокие хоругви. Стали готовиться к крестному ходу вокруг церкви. Из алтаря вынесли серебряный запрестольный крест, золотое Евангелие, огромный круглый хлеб – артос, заулыбались поднятые иконы, и у всех зажглись красные пасхальные свечи». Это не Иван Шмелев, не Иван Алексеевич Бунин, не Борис Зайцев. Перед нами строки прозаика русского зарубежья Василия Никифорова-Волгина (1900–1941), к сожалению, ныне почти забытого певца старой, церковной Руси. Он всю жизнь прожил в Нарве, старинном городе, отошедшем по Тартускому мирному договору 1920 года от Советской России к Эстонской республике вместе с частью бывшей Псковской губернии. Там было очень много русских – староверов, крестьян, мастеровых, священников. И именно их певцом стал писатель. Он воссоздавал на страницах своих очерков и повестей церковную старую жизнь, которая к тому времени нещадно истреблялась в СССР.

6-15-12250.jpg
Василий Никифоров-Волгин.
Древний город: Рассказы.
Повести / Сост., предисл.
и коммент. Е.А. Осьмининой. –
М.: Викмо-М., 2024. – 600 с.
История не имеет сослагательного наклонения. Никифоров-Волгин стал мучеником за свое воспевание православия и нравов и обычаев, связанных с ним. Прозаик сгинул в топке сталинских репрессий и был реабилитирован в начале 1990-х. Он писал в русских газетах и журналах, то выходивших, то закрывавшихся в Эстонии в 1920 –1930-х годах. Основой часто становились случаи из реальной жизни, которую он, сын сапожника и прачки, псаломщик в Преображенском соборе Нарвы, знал более чем хорошо.

«Ему мила мерцающая даль,/ Эпоха Пушкина и дней Лескова…/ Он чувствует Шмелева мастерского,/ И сроден духу родниковый Даль…/ В весенний сад, что от дождя заплакан,/ Выходит прогуляться старый дьякон/ И вместе с ним о горестном всплакнуть…» Такие строки посвятил Никифорову-Волгину другой российский изгнанник – также живший и писавший в Эстонии Игорь Северянин. Вообще со Шмелевым Василия Акимовича сравнивали многие. Действительно, их роднили прежде всего влюбленность в звон колоколов, таинство церковной службы, чувство неизъяснимого восторга в храме, мастерская передача речи простых людей. Но Шмелев был прозаик эпического жанра, Никифоров-Волгин строил свое слово на мимолетных впечатлениях, всполохах русской жизни, сохранявшихся на берегах Нарвы: «Одинок русский человек, очень одинок! Утешитель ему нужен. В России обязательно должны быть монастыри и старцы-печальники… Без них никуда не деться беспокойной душе нашей!.. Не от одиночества ли нашего и все скорби, и туга душевная, и надрыв, и муки?»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Бумажный носитель. Книги по социологии и антропологии

Бумажный носитель. Книги по социологии и антропологии

Андрей Ваганов

0
1700
По направлению к свету

По направлению к свету

Ирина Громова

Детская литература должна удивлять и быть местом, где случаются чудеса

0
6012
Премьер-министр Венгрии рассчитывает на смену власти в Польше

Премьер-министр Венгрии рассчитывает на смену власти в Польше

Геннадий Петров

Виктор Орбан ждет появления союзника в борьбе с руководством ЕС

0
3679
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
5985

Другие новости