0
272
Газета Проза, периодика Печатная версия

12.02.2025 20:30:00

В небе над Ялтой ведьмы из Союза писателей

Литературная игра на мосту между ХХ и XXI веками

Тэги: проза, пародия, булгаков, мастер и маргарита


6-14-12250.jpg
Виктория Балашова. Мастер
нового времени.– М.: Т8, 2024. –
258 с. (Русская мозаика)
Роман Виктории Балашовой, автора нескольких книг серии «ЖЗЛ», исторических романов и современной прозы, начинается с цитаты из Михаила Булгакова и заканчивается «фрагментом» вымышленного современного романа. Это символично и иллюстративно, ведь книга выполняет роль моста между Москвой 20-х годов ХХ и XXI веков.

Название романа (см. отрывок в «НГ-EL» от 28.07.2022) поневоле заставляет проводить параллели с «Мастером и Маргаритой», и в этом, безусловно, прослеживается авторский замысел. Персонажи нового «Мастера» являются современными отражениями героев «Мастера» старого. Это и главный герой, поэт Арнольд Кучерявый, и великолепный Фаланд, и его свита, в которой, конечно, не обошлось без кота – очаровательного Флюшки Мурра, и окружающая Кучерявого пишущая братия.

О ней скажем особо. Автор, знающий современный литературный мир, предлагает читателю его срез. Характеры вылеплены с юмором и азартом. Не обойдены вниманием ни коммерческая деятельность союзов писателей, ни внутренняя кухня литературных конкурсов, ни проблемы современных издательств. А уж какой масштабный литературный фестиваль состоялся под руководством Фаланда сотоварищи! Условно это пародийная, временами сатирическая составляющая романа.

И одновременно – часть магическая, погружающая читателя в булгаковскую атмосферу. И редакция Фаланда в квартире Кучерявого, и исчезающие и вновь появляющиеся деньги в сейфе союза писателей и поэтов, и периодически проявляющийся кошачий облик Флюшки – все напоминает нам о «Мастере и Маргарите», но не является повтором. Это жизнь и органичное развитие образов, ставших классикой и требующих современного прочтения. Одним из результатов такого развития является история Фаланда и компании. В новом «Мастере» не намеками, а весьма подробно говорится об их происхождении, о мыслях, предпочтениях и мотивах.

Автор уверенно наполняет роман говорящими отсылками, порой – прямыми, вроде псевдонимов Фаланда и его приближенных или прямого упоминания «Мастера и Маргариты» в ходе дискуссии на литературном фестивале. Образы прихотливо тасуются и трансформируются: председатель союза писателей и поэтов Мозгоедов гибнет под колесами поезда (да-да, поезда, ведь накануне литераторы спорили о причинах смерти Анны Карениной), омолаживающие кремы продаются в таинственном магазинчике, в небе над Ялтой резвятся две ведьмы, при ближайшем рассмотрении оказавшиеся членами все того же злополучного союза. И, наконец, автор строит мост между 20-ми годами ХХ и XXI веков уже без аллюзий, а в самом прямом смысле – отправляя нескольких героев-литераторов в 1923 год.

Так, словно повинуясь затейливой игре, создается полотно романа, и видно, как автору нравится эта игра. Нам остается лишь рассматривать созданную для нас галерею образов и задаваться вопросом: кто он, Мастер нового времени? На этот вопрос читатель, думается, должен ответить сам.

Место действия значительной части книги – закрытый санаторий, а иными словами – элитная психиатрическая клиника. Главная линия здесь – детективная. Поэта Кучерявого, помещенного Фаландом в клинику для выполнения заказа редакции, окружает весьма пестрая и теплая компания, занятая, как выясняется, увлекательным расследованием. Оказывается, все его соседи связаны теми или иными родственными узами, а предполагаемый преступник, наказания которого они хотят добиться, тоже является пациентом санатория.

Читать о расследовании любопытно. Начнем с того, что психология героев неплохо проработана, типажи яркие, поступки оправданы – сделано все, чтобы персонажи казались живыми. И они оживают, погружая читателя в атмосферу... нет, не булгаковскую. Скорее это атмосфера хорошего английского детектива. С проработанными деталями и неспешностью, с тайнами и их разгадками и, само собой, с преступлением и наказанием преступников. И одновременно атмосфера очень современная – ироничная, заполненная действием. И, как это ни удивительно, уютная. Настолько, насколько может быть уютным дело об убийстве, расследуемое пациентами элитной психушки. Детективная интрига приправлена семейными тайнами и ведет к весьма неожиданной развязке, которую приблизил... тот же Фаланд.

Структура романа стройна и логична. Части различаются местом, а главы – временем действия. Каждая часть снабжена эпиграфом – цитатой из Булгакова. И очень по-булгаковски в текст введен роман в романе – отрывки «авторства» Виктора Поляны, друга поэта Кучерявого. Однако эта деталь вносит в повествование не философскую, а комическую ноту, ведь Поляна оказывается успешным автором ромфанта (женской романтической фэнтези. – «НГ-EL»), и в его истории (кстати, тоже не обошедшейся без детективной интриги) соблюдены все законы этого жанра. Эклектичность текста поддерживается также органично вписанными в него кулинарными рецептами. Наконец, самое важное для действия произведение – роман о дьяволе, который пишет поэт Кучерявый и в котором преломляются события «Мастера нового времени». Это ожидаемо: где, как не в книге о писательском мире, должны присутствовать такие «герои», как литературные произведения.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Быть притчей на устах у всех

Быть притчей на устах у всех

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 135-летию со дня рождения Бориса Пастернака

0
524
Запродав свою душу

Запродав свою душу

Владимир Соловьев

К 85-летию нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее

0
6322
Думал, в сказку попал?

Думал, в сказку попал?

Кирилл Плетнер

Два рассказа о чудо-изобретателе и чудо-целителе

0
4045
В лабиринте запутанных историй

В лабиринте запутанных историй

Константин Поздняков

Прозу Артура Мэкена могут по достоинству оценить почитатели Стивенсона, Уайльда или Конан Дойла

0
3191

Другие новости