Владимир Д. Дьяченко. Дневник унтер-офицера: Роман. Александр Пушкин. Капитанская дочка: Повесть.– М.: Ассоциация «Русское литературное общество», 2024. – 264 с. |
Сама идея не нова. В литературе есть немало примеров, когда авторы берут известные сюжеты, героев или целые произведения и пересказывают их с другой точки зрения, иногда даже меняя исходный смысл или контекст. Такие произведения позволяют читателям увидеть знакомые истории в новом свете, глубже понять мотивы и переживания персонажей, а также открыть для себя изначально скрытые аспекты сюжета.
Однако Дьяченко не только сюжетно и стилистически выдерживает повествование в духе пушкинской прозы, сохраняя жанр дневниковых записей, но и, как выразилась критик Ирина Роднянская, «дает достаточно выразительный образ смененного повествователя – человека сильных страстей, в духе Сильвио из «Выстрела», и трагически обреченного неудачника, предъявляющего счет року, судьбе, пожалуй, что и Богу, – за незаслуженно обласканного случаем («заячий тулупчик») ничтожного Гринева, – почти доходя в отчаянном протесте до вывода пушкинского Сальери: «но правды нет и выше».
Режиссер, сценарист, драматург Дьяченко ставит движущей силой конфликта столкновение идей-наставлений. С одной стороны: «Береги честь смолоду», полученное от отца Петром Гриневым; с другой – данное в детстве Алексею Швабрину церковным сторожем Ермолаем: «Честь – это твой закон. Ты все время ловчишь, плутаешь, хочешь его нарушить, а честь тебе не дает», из которого «выходило, что если человек совершает плохие поступки, это еще не значит, что он сам плохой».
Внутренний конфликт героя, разворачивающийся перед читателем, наполняется психологической обусловленностью: детские переживания, искания, страдания, поступки по отношению к Маше и Гриневу, переход на сторону Пугачева – все становится безупречно достоверным, а рефлексия персонажа, в которую автор погружает читателя, заставляет задуматься: а понять – это значит простить?
Роман Владимира Дьяченко – это яркий текст. И его автор предлагает нам не только по-иному взглянуть на события, которые кажутся нам очевидными и однозначными, но и призывает увидеть другого человека. С его ошибками, психологической обусловленностью, нравственными исканиями и метаниями, поиском и выбором.