0
585
Газета Проза, периодика Печатная версия

25.12.2024 18:33:00

Честь – это твой закон

«Капитанская дочка», вывернутая наизнанку

Тэги: пушкин, капитанская дочка


48-15-13250.jpg
Владимир Д. Дьяченко. Дневник
унтер-офицера: Роман.
Александр Пушкин. Капитанская
дочка: Повесть.– М.: Ассоциация
«Русское литературное
общество», 2024. – 264 с.
Роман Владимира Д. Дьяченко «Дневник унтер-офицера» вошел в шорт-лист второго сезона премии «ГИПЕРТЕКСТ», а ранее стал лауреатом первой премии им. В.Б. Смирнова журнала «Отчий край». Сюжетно в нем воспроизведена «Капитанская дочка» Пушкина, однако на сей раз история раскрывается через призму восприятия Швабрина, главного антагониста произведения. Благодаря этому персонаж обретает предысторию и шанс оправдаться перед читателем. Полное название романа: «Дневник унтер-офицера, а прежде поручика лейб-кирасирского его высочества наследника цесаревича и великого князя Павла Петровича полка, времен государыни нашей Екатерины».

Сама идея не нова. В литературе есть немало примеров, когда авторы берут известные сюжеты, героев или целые произведения и пересказывают их с другой точки зрения, иногда даже меняя исходный смысл или контекст. Такие произведения позволяют читателям увидеть знакомые истории в новом свете, глубже понять мотивы и переживания персонажей, а также открыть для себя изначально скрытые аспекты сюжета.

Однако Дьяченко не только сюжетно и стилистически выдерживает повествование в духе пушкинской прозы, сохраняя жанр дневниковых записей, но и, как выразилась критик Ирина Роднянская, «дает достаточно выразительный образ смененного повествователя – человека сильных страстей, в духе Сильвио из «Выстрела», и трагически обреченного неудачника, предъявляющего счет року, судьбе, пожалуй, что и Богу, – за незаслуженно обласканного случаем («заячий тулупчик») ничтожного Гринева, – почти доходя в отчаянном протесте до вывода пушкинского Сальери: «но правды нет и выше».

Режиссер, сценарист, драматург Дьяченко ставит движущей силой конфликта столкновение идей-наставлений. С одной стороны: «Береги честь смолоду», полученное от отца Петром Гриневым; с другой – данное в детстве Алексею Швабрину церковным сторожем Ермолаем: «Честь – это твой закон.  Ты все время ловчишь, плутаешь, хочешь его нарушить, а честь тебе не дает», из которого «выходило, что если человек совершает плохие поступки, это еще не значит, что он сам плохой».

Внутренний конфликт героя, разворачивающийся перед читателем, наполняется психологической обусловленностью: детские переживания, искания, страдания, поступки по отношению к Маше и Гриневу, переход на сторону Пугачева – все становится безупречно достоверным, а рефлексия персонажа, в которую автор погружает читателя, заставляет задуматься: а понять – это значит простить?

Роман Владимира Дьяченко – это яркий текст. И его автор предлагает нам не только по-иному взглянуть на события, которые кажутся нам очевидными и однозначными, но и призывает увидеть другого человека. С его ошибками, психологической обусловленностью, нравственными исканиями и метаниями, поиском и выбором.  


Читайте также


Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
3511
У нас

У нас

0
2763
Музей, который надо придумать

Музей, который надо придумать

Дарья Курдюкова

ГМИИ имени Пушкина обнародовал выставочные планы на 2025 год

0
4201
 ВЫСТАВКА "Пушкин в культуре русского зарубежья"

ВЫСТАВКА "Пушкин в культуре русского зарубежья"

0
4505

Другие новости