0
3193
Газета Проза, периодика Печатная версия

13.11.2024 20:30:00

От Синая до Шерута

Овца, которая не желала уступать, но помнила об осторожности

Тэги: проза, израиль, библия


42-13-1480.jpg
Пора подыскать душе новую оболочку.
 Александр Трифонов. Аналитик. 2021
Мне трудно объяснить восприятие «Четырех овец у ручья». Поначалу я вообще с недоумением продирался через первую главу, похожую на тяжелый похмельный бред: какой-то «рабби», называемый его визитером великим чудотворцем, а сам себя считающий личиной, коллекционирующий трупики книг и священнодействующий одним благословением издалека…. Потом все довольно быстро наладилось, и я дозированно восторгался сразу двумя сюжетными линиями. Аннотация гласила: «…увлекательный саспенс и интереснейшие философские размышления, эпический размах и пристальное внимание к судьбе каждого героя, живые, остроумные диалоги и неповторимая авторская интонация». И, в общем, аннотация не обманывала. Но автор умудрился расстроить меня еще раз: неожиданно печальной и какой-то совсем примитивной развязкой столь усердно нагнетаемого сюжета. Неокончательно, там был еще и финал, о котором я промолчу, оставив удовольствие читателю.

Автор – прозаик и переводчик, поэт и драматург, лауреат ряда премий, финалист «Русского Букера» и «Большой книги».

И немного о самом тексте, о тех самых двух сюжетных линиях. Первая повествует о многовековой истории перерождения одной великой души через множество легендарных еврейских мудрецов, от Моше Рабейну, рабби Акиву, Ицхака Лурию, Бешта и… верно, вплоть до наших дней:

«– Кто ты такой, чтобы решать за Него? Нам принадлежит только тело, да и то лишь отчасти. Зато душа – Его безраздельная собственность. Рано или поздно наступает момент, когда Хозяин решает, что это… – Акива хлопает себя по впалой груди, – …что это вместилище чересчур износилось и пора подыскать душе новую оболочку». Вторая сюжетная линия: детективная и любовная история Клайва, вундеркинда, от скуки отправившегося служить в Шерут – израильскую службу контрразведки и внутренней безопасности, где этому Клайву пришлось совмещать выслеживание опасного главаря террористов с любовью к его сестре.

42-13-11250.jpg
Алекс Тарн. Четыре овцы
у ручья: Роман. – М.: Азбука,
Азбука-Аттикус, 2024. – 384 с.
(Имена. Российская проза).
«Работа в Шеруте рисовалась мне подобием стратегической игры, компьютерной охоты за монстрами – только не на экране, а в реальности. В мечтах я видел себя в роли глубоко законспирированного агента; я строил хитрые планы по нейтрализации вражеского подполья и осуществлял их на практике, врываясь с автоматом наперевес в тайные гнезда террористов; я руководил разветвленной сетью информаторов, стрелял без промаха, бил наверняка и на каждом шагу зарабатывал все новые и новые «жизни», только не виртуальные призы дебильной стрелялки, а настоящие жизни спасенных от гибели сограждан».

Теперь о названии романа. Это притча с четырьмя действующими лицами, разбросанная во множестве вариантов по всей книге. А самый первый и основной, как раз и давший название, повествует о четырех овцах, направившихся на водопой. Первые три пали жертвами страха, малодушия и безумия, напиться смогла лишь четвертая, «та, которая не желала уступать, но помнила об осторожности».

Ну и напоследок. Какая все-таки может здесь быть «мораль» и смысл басни сей? Ну, например, такая: «Затем-то мы и нужны Ему: рассказать, что видим во сне. Ведь наши тяжкие сны, наша постылая свобода, наши слова и в конечном счете наш Проект творятся именно нами, без прямого участия Творца. Он, присутствующий в каждой капле реального мира, не может лишь одного – выйти наружу, чтобы взглянуть на Себя Самого. И наш Проект, наша неумелая, наивная, искаженная копия Творения – единственное зеркало, которое доступно Ему. В этом и заключается наше Предназначение, смысл нашего бытия: выйти наружу и рассказать, что мы видим во сне…»

Не знаю, как вам, уважаемый читатель, а мне подобное «предназначение» видится двусмысленным. С одной стороны, великая честь, оказанная твари Творцом, а с другой – сам факт осознания себя всего лишь спящей, да еще чего-то должной Творцу тварью.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
3043
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
1604
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
2119
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1644

Другие новости