0
666
Газета Проза, периодика Печатная версия

30.10.2024 20:30:00

Глубокое погружение

Исторический роман, в котором будущее с его революцией и аварией на Чернобыльской АЭС уже предрешено

Тэги: российская империя, водолазы, евреи


российская империя, водолазы, евреи В море легко зайти, но выйти удается не каждому… Алексей Саврасов. Морской берег в окрестностях Ораниенбаума. 1854. Частное собрание

Не берусь судить, станет ли новый роман Якова Шехтера «Водолаз Его Величества» бестселлером на российском книжном рынке, но нет никакого сомнения, что, как и предыдущие его романы «Вокруг себя был никто», «Астроном», «Хождение в Кадис» и др., это, безусловно, добротная, заслуживающая внимания проза. Которая, увы, сегодня нередко тонет в мутном потоке детективов, любовных повестей и прочих литературных поделок. Во всяком случае, одно могу гарантировать: начав читать, любитель хорошей литературы вряд ли сможет оторваться от этой вещи до последней страницы – даже если у него по ходу будут возникать какие-то претензии к автору.

Как и некоторые другие произведения Шехтера, «Водолаз» в некотором смысле роман-игра, роман-обманка. В самом его начале у читателя невольно возникает впечатление, что перед вами блестяще написанный исторический роман, которых в последние годы стало совсем мало и по которым любители этого жанра, безусловно, истосковались. При чтении этих страниц в памяти почти наверняка всплывет имя Валентина Пикуля и других мастеров, умевших воссоздавать не только дух той или иной эпохи, но и проникать в каждое движение души героев, являющихся типичными или, наоборот, совершенно нетипичными представителями своего времени и сословия.

Но уже через пару десятков страниц у вас возникнет впечатление, что перед вами прежде всего роман о любви. Любви истинной, но одновременно невозможной, обреченной и оттого заставляющей вас с еще большим вниманием и болью следить за поворотами судьбы влюбленных. И тут уже невольно начинает напрашиваться ассоциация с почти забытым ныне романом Бориса Лавренева «Синее и белое». Только если у Лавренева идет речь о любви русского офицера флота Глеба Алябьева и еврейки Мирры, то у Шехтера, наоборот, любви волею судьбы ставшего водолазом простого еврейского парня Аарона Шапира и потомственной дворянки, молодого врача Варвары Степановны. В сущности, так оно и есть, но в итоге оказывается, что все это далеко не главные, если не сказать побочные линии.

В центре романа находится образ юного Аарона (затем Артема, а потом снова Аарона) Шапира, который, совершив геройский поступок на глазах у великого князя контр-адмирала Александра Михайловича, по воле последнего попадает в Кронштадтскую школу водолазов, оказывается одним из лучших учеников в ее команде, каждый из которых представляет по своему неординарную личность. Ведь даже сегодня попасть в водолазы не так-то просто, а уж в начале ХХ века, на самой заре этой профессии, отбирались лучшие. Понятно, что между курсантами этой школы возникают непростые отношения, о которых Шехтер рассказывает с присущей ему психологической точностью. Особенно об истории взаимоотношений Шапира с Митяем Бузыкой, переходящих от откровенной вражды в подлинную мужскую дружбу.

40-14-11250.jpg
Яков Шехтер. Водолаз
Его Величества. – М.: Азбука,
2024. – 544 с.
(Имена. Российская проза)
Вместе с тем Яков Шехтер, будучи еврейским писателем, пишущим на русском языке, остается верен еврейской теме, и немалое место в романе занимает описание Чернобыля первого десятилетия ХХ века, взаимоотношения живущих там евреев с их нееврейскими соседями, история родителей Аарона Дворы-Леи и Лейзера, тайного мудреца и служки знаменитого Чернобыльского ребе.

Автор тщательно, очень рельефно даже не выписывает, а лепит каждый образ, и потому все они получаются удивительно зримыми и достоверными, будь то великий князь Александр Романович, кавторанг Мышлаевский, Лейзер и Двора-Лея, Митяй Бузыка, начальник школы водолазов фон Шульц, профессор Нородцев и другие. И хотя понятно, что все они, что называется, исключительно плод авторской фантазии, в исторической и психологической достоверности этих героев сомнений не возникает.

При этом Шехтер отнюдь не сусальничает и не желает щадить чувства читателей, успевших полюбить того же Митяя Бузыку и надеющихся на счастливый исход любви Аарона и Варвары: Бузыка погибает при испытаниях подводной лодки, нелепо, от подлости офицера-самодура (и вдобавок зоологического антисемита), умирает от кессонной болезни наставник школы водолазов, умница и просто замечательный человек Бочаренко, да и самого Аарона, ставшего на время службы Артемом, комиссуют из-за тяжелой формы этой болезни, и уже после этого он узнает о смерти Вари от воспаления легких…

Словом, в романе немало подлинно драматических поворотов, не обходится в нем и без столь характерной для Шехтера мистики, но главное, погружая своих героев в морские глубины, Шехтер сам совершает глубокое погружение в жизнь еврейских местечек, российского флота и всей России своего времени, где подлинное благородство и интеллигентность одних представителей русской аристократии, офицерства и чиновников, совмещается с тупостью и юдофобией других; где правит бал бюрократия; где многие люди с умом и совестью уже увлеклись революционными идеями, и потому будущее с его мировой войной, революцией, сталинизмом и даже аварией на Чернобыльской АЭС уже предрешено.

В сущности, именно от такого будущего, а не только от возможного ареста и уезжает в Палестину Аарон с родителями, и картины первых лет существования Тель-Авива тоже выписаны с необычайной тщательностью и любовью. На прощание Яков Шехтер все же дарит читателю счастливый конец: именно в Палестине Аарону суждено встретить свою Эстер-Бейлу, чем-то напоминающую ему Варю, и именно там родятся их дети.

И уже после того как перевернута последняя страница «Водолаза Его Величества», хочется перечитать его еще раз и заодно узнать, что же стало с героями дальше.

Думаю, это и есть лучший комплимент автору.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Благородные истины геополитики

Благородные истины геополитики

Андрей Мельников

Самобытность российского буддизма отлили в бронзе

0
7890
ЦАХАЛ и харедим: неизбежен ли призыв

ЦАХАЛ и харедим: неизбежен ли призыв

Людмила Самарская

Кризис в отношениях государства и ортодоксальных евреев далек от завершения

0
4307
Возвращаясь в Идишландию

Возвращаясь в Идишландию

Яна Любарская

Сразу несколько московских выставок посвящены еврейскому местечку

0
13444
Мог бы всю жизнь идти по Москве

Мог бы всю жизнь идти по Москве

Марианна Власова

Леонид Костюков задался вопросом «Где логика?»

0
2812

Другие новости