Раки хороши не только на безрыбье. Иллюстрация из книги |
В литературном творчестве Засядкина традиция органично сочетается с самобытностью. Писатель тяготел к жанру короткой новеллы. Однако из коротких историй он складывает объемные пестрые полотна, сплетает их, выстраивает в циклы. И получается, что перед читателем предстает уже и не сборник разрозненных рассказов, а вроде как роман или повесть в новеллах. Прием, кстати, весьма выигрышный: с одной стороны, нет нужды напрягаться, щелкаешь отдельные истории, как семечки, а с другой – на выходе получаешь многогранное произведение.
В творческом наследии Засядкина есть как реалистические рассказы, так и иносказательные истории, которые сам он называл сказками, хотя они скорее должны бы называться притчами. В них автор передает нынешнему молодому поколению простую, но безупречно верную мудрость южного края, святых Дона и Волги, казачества, не один век проживающего на этих землях. А казачество – необычное сословие. Историк, археограф, профессор Московского университета, академик АН СССР Степан Веселовский называл их классом служилых землевладельцев. С одной стороны, они жили сельским хозяйством, хоть и в отличие от крепостных крестьян имели собственную землю, с другой стороны – они должны были постоянно быть начеку, постоянно быть готовыми выступить в военный поход, поскольку жили в пограничных районах Российской империи. Отсюда неповторимая культура, необычный фольклор. Вроде и русский, да не такой, как в Центральной России. Да что там – велика наша страна, и фольклор северных поморов совсем не похож на фольклор кубанских казаков. Впрочем, фольклор кубанских и донских казаков сильно, ох, сильно отличается от фольклора казаков сибирских…
Вот на этот фольклор донских казаков и опирался в своих сказках Засядкин. Цикл «Дедушкины сказки» начинается так:
«Каждый год, как только начинались летние каникулы, Тимофей приезжал к деду на хутор. Дел там у него было делать – не переделать: и купаться, и рыбу ловить, и с мальчишками на лодке кататься. Да мало ли что еще в голову придет!
Ну и деду с бабушкой надо помочь по хозяйству. А то вон они какие старенькие!»
Внук помогает деду с бабкой по хозяйству, а дед рассказывает Тимке сказки – делится народной мудростью. Таким образом – ловко и органично – Засядкин соединяет, можно даже сказать, сталкивает приметы современности и фольклорную традицию. И не просто сталкивает, а осуществляет их синтез…
«Давай-ка я расскажу тебе про это озеро не то чтобы быль, но и не сказку. Будет там и то, что было на самом деле, и, конечно, кое-что добавлено для того, чтобы слушать было интересно».
Однако для хорошей детской литературы мало того, чтобы было интересно. Один из самых популярных детских фантастов советского времени Кир Булычев неоднократно подчеркивал, что детская литература должна быть не только увлекательной, но еще и воспитательной и познавательной. В сказках Засядкина есть воспитательный момент – всегда присутствует мораль. При этом они еще и познавательны (как и его рассказы, о которых ниже). Из них читатель почерпнет не только много знаний о быте донских казаков прошлого и современной деревенской жизни, но просто много любопытных фактов: «Сайгак – это такая степная антилопа, сохранившаяся в степях еще с тех незапамятных времен, когда по земле бродили стада мамонтов».
Сергей Засядкин. Большая книга рассказов.– М.: Станица-2, 2023. – 308 с. |
«Как-то внук Тимофей попросил деда рассказать сказку про дом.
– Дедушка, вот посмотри: про всё сказки есть, а про дом я ни разу не слышал!
Дед задумался:
– Значит, хочешь сказку про дом? Ладно, слушай. Жил-был Дом. Родился он очень давно. Несколько столетий назад. Он был большой, сложенный из сосновых бревен.
Тима рассмеялся:
– Дед, ну ты и рассказываешь! Как это дом мог родиться и жить?!
– Как? Да очень просто. Тогда давай все расскажу по порядку».
И рассказал дед Тиме сказку о доме. И эта сказка завершила цикл «Дедушкины сказки» – эдакая яркая кода…
«Дедушкины сказки» закончились, и начались «Бабушкины сказки». И это очень символично и характерно для выбранной тональности. Ведь этот цикл написан Сергеем Засядкиным в соавторстве с его супругой Еленой. Авторы не только пропагандируют в своих литературных произведениях традиционные семейные ценности – они их утверждают собственным примером!
«Игумен Руфин задумался и говорит:
– Как жалко мне сейчас, что многие молодые семьи живут теперь самостоятельной жизнью без родителей. Ведь у казаков весь кладезь знаний передавался стариками. Деды учили, как ловить рыбу, охотиться, конем управлять да саблю держать. А вот про мудрость житейскую – это к бабушкам».
Что же касается реалистических рассказов Засядкина, то в них также традиция сочетается с неожиданной фантазией. Большинство из них – чувствуется, – как говорится, «основаны на реальных событиях». Это случаи из жизни. Многие – воспоминания из детства, когда автор, подобно Тимофею, приезжал в деревню к своим близким. И тут наиболее интересным представляется пласт рассказов об охоте, рыбалке и природе вообще. Тут, конечно, невольно вспоминаются произведения Михаила Пришвина и Константина Паустовского, а глубже – «Записки охотника» Ивана Тургенева и «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» Сергея Аксакова. Впрочем, в отличие от классиков, Засядкин описывает природу родного края предельно просто, но при это необычайно точно и выразительно. Известно выражение – мол, нужно любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Так вот и Засядкин описывает природу, а не себя на природе. Просто он неотделим от природы Поволжья:
Сергей Засядкин, Елена Засядкина. Большая книга сказок.– М.: Станица-2, 2023. – 332 с. |
А открывает книгу рассказов цикл «Амур» – история собаки, история, судя по всему, тоже имевшая место быть в реальности.
«У канадского писателя Фарли Моуэта есть рассказ «Собака, которая не хотела быть просто собакой».
А у нас в семье жил удивительный пес Амур, который и был не только собакой. Это был друг всех, член семьи, товарищ по играм, участник пикников и прирожденный артист».
Есть в книге Засядкина и фантастическая новелла – «Путешествие во времени». Ее даже можно назвать футурологической. Но вот что интересно – и прыжок в будущее автор описал как поход на рыбалку или охоту, так же буднично и просто: «Неожиданно одна из летающих тарелок изменила свою траекторию. Она стала опускаться и зависла в нескольких сантиметрах от земли недалеко от путешественника. Теперь можно было рассмотреть это транспортное средство. У нее было овальное основание длиною метра три и шириною около двух. Толщина такой платформы имела высоту обычной ступени. Сверху ее накрывал прозрачный колпак».
Завершается же сборник серией эссе «Как писались и переписывались песни», а также записками о городах и людях…
Ну, а мне закончить рассказ о прозе Засядкиных хочется их изящной стилизацией народной присказки:
Жили-были два карася –
вот и сказка началась.
Жили-были два павлина –
вот и сказки половина.
Жили-были два гуся –
вот и сказка вся.
комментарии(0)