Платон Беседин. Как исчезает дым– М.: Зебра-Е, 2024. – 302 с. |
Первая – «Человек, у которого было все». Это жесткая история тотального саморазрушения – организма, личности, СМИ, богемы, властных структур… С чего запускается механизм работы бомбы замедленного действия? С того, что человек погружается во власть лейблов и пороков, а не имеющие ни денег, ни связей люди считаются обыкновенной биомассой.
Главный герой книги – успешный политтехнолог. Он довольно молод – и при этом начитан, сообразителен, ироничен. Формально – все в шоколаде. Но не зря говорится, что большие знания – великая печаль. Что остается? Использовать секс, алкоголь, различные вещества как анестезию – не очень эффективную, но очень дорогую.
Герою, имеющему немалые литературные амбиции, предстоит сделать неприятное открытие: набирающая обороты кровавая бойня – «ради появления великой книги». Ее написал брат главного персонажа, сделав то, чего никто от него не ожидал. Выход из зоны комфорта, выход за пределы – предвестник осознания сути своего незаурядного Я. Но для начала нужно определить, где границы дозволенного. И оказаться на кромке воды и суши. Озеро Байкал и река Влтава – как перезагрузка для создающего эмпиреи. Беседин описывает жизнь, где третий берег может стать последним. Контрольный выстрел нынче производится по телефону.
Повесть захватывает. В этом потоке сознания и воспоминаний – аллюзия на два романа, ставших в свое время подлинным прорывом: «Тошноту» Сартра и «Немцев» Терехова. И пусть вас не удивляет такое соседство. Сочетание несочетаемого – слепок с нашей жизни. Безусловно, «Человек, у которого было все» – это новый Беседин, налицо качественный рост писательского мастерства. Описать чистилище без брезгливости или слезовыжималки – это, как мы знаем, могут очень немногие.
Вторая повесть – «Шелестом березовых листьев». История 13-летнего мальчика, который ищет отца. Эта повесть – о базовых потребностях в пище и крове, отце земном и небесном, то есть – в любви и смысле жизни. Ищите – и обрящете. Известное выражение как руководство к действию. Как подготовка к инициации. И кладбищенский шелест берез станет своего рода камертоном, увертюрой к гимну во славу новой жизни – длинной и счастливой.
Третья повесть – «Предчувствие февраля». Главный герой Даниил – в аду после мучительного развода. «Вместе – какое простое и недоступное слово» – эта фраза, это ощущение брошенности не дает ему покоя. Как прожить свое первое черное лето? Ведь ты не можешь не думать о том, что «худшее извращение в современном мире – быть привязанным к своей семье». Беседин мастерски передает всю тягость непрерывного ощущения – когда тебя не надо, а ты есть. Ты – «уставший, бесполезный мужчина». Встречи тоскующего по двум маленьким дочкам Даниила с закадычным другом-неудачником Спириным обречены на мелкие ссоры, а телефонные разговоры с другим товарищем по несчастью, Богданом, живущим в Луганске, – на непонимание. Но Даниил не сдается.
Поначалу все кажется беспросветным кошмаром. В промежутках между встречами со своими малышками молодой отец испытывает приступы странного чувства: «... тем, у кого слой за слоем нарастал хитиновый панцирь жесткости, равнодушия, умения не замечать других – и человек костенел, превращаясь в функцию». Бывшая жена ведет себя как алчная кукушка, ей наплевать на здоровье и воспитание дочек, ее главная задача – постоянно вытягивать из Даниила деньги, и в ход идет все – от оскорблений до шантажа разлучить навсегда отца с детьми. Мужчина на грани нервного срыва.
Спасением может стать поездка в Ростов к бизнесмену и политику Константину. Книга о нем – случайный выгодный заказ для журналиста Даниила, это шанс, упустить который просто нельзя. Встреча с клиентом проходит успешно, Даниил начинает работу, у него появляются деньги. Внезапно приходит ощущение: помочь другому – это способ помочь себе и таким образом вырваться за пределы черной полосы.
Вот ведь парадокс. Автор назвал свой сборник «Как исчезает дым» – а текст не отпускает, авторский месседж не проходит стороной неизбежно, «как с белых яблонь дым». Все портреты у Беседина написаны психологически точно, мотивация каждого поступка предельно ясна. Отсюда и возникает устойчивая читательская эмпатия. Можно поздравить Платона с серьезной творческой удачей.
О чем еще подумалось после прочтения этой книги? Беседин повествует о попытках перерождения неудовлетворенного человека, нашего с вами современника. И – как талантливый писатель – перерождается сам. В большого мастера прозы. С нетерпением жду подтверждения этого тезиса в новых бесединских книгах. И что-то подсказывает: дождусь. Дождемся все мы.
Откуда такая уверенность? На обложке – пять слов Эдуарда Лимонова: «Платон Беседин – яростный, искренний, настоящий». Это не оценка. Это – напутствие. К которому невозможно не присоединиться. В добрый час, Платон – твори, да не затворяйся! Новых свершений – и сильного неба над головой…
комментарии(0)