0
774
Газета Проза, периодика Печатная версия

16.10.2024 20:30:00

Притяжение перерождения

Три истории о мужчинах на грани нервного срыва

Тэги: проза, мужчины, развод, стресс


38-15-12250.jpg
Платон Беседин. Как исчезает
дым– М.: Зебра-Е, 2024. – 302 с.
В 300-страничном сборнике бесединской прозы – три повести, три истории прохождения внутреннего ада.

Первая – «Человек, у которого было все». Это жесткая история тотального саморазрушения – организма, личности, СМИ, богемы, властных структур… С чего запускается механизм работы бомбы замедленного действия? С того, что человек погружается во власть лейблов и пороков, а не имеющие ни денег, ни связей люди считаются обыкновенной биомассой.

Главный герой книги – успешный политтехнолог. Он довольно молод – и при этом начитан, сообразителен, ироничен. Формально – все в шоколаде. Но не зря говорится, что большие знания – великая печаль. Что остается? Использовать секс, алкоголь, различные вещества как анестезию – не очень эффективную, но очень дорогую.

Герою, имеющему немалые литературные амбиции, предстоит сделать неприятное открытие: набирающая обороты кровавая бойня – «ради появления великой книги». Ее написал брат главного персонажа, сделав то, чего никто от него не ожидал. Выход из зоны комфорта, выход за пределы – предвестник осознания сути своего незаурядного Я. Но для начала нужно определить, где границы дозволенного. И оказаться на кромке воды и суши. Озеро Байкал и река Влтава – как перезагрузка для создающего эмпиреи. Беседин описывает жизнь, где третий берег может стать последним. Контрольный выстрел нынче производится по телефону.

Повесть захватывает. В этом потоке сознания и воспоминаний – аллюзия на два романа, ставших в свое время подлинным прорывом: «Тошноту» Сартра и «Немцев» Терехова. И пусть вас не удивляет такое соседство. Сочетание несочетаемого – слепок с нашей жизни. Безусловно, «Человек, у которого было все» – это новый Беседин, налицо качественный рост писательского мастерства. Описать чистилище без брезгливости или слезовыжималки – это, как мы знаем, могут очень немногие.

Вторая повесть – «Шелестом березовых листьев». История 13-летнего мальчика, который ищет отца. Эта повесть – о базовых потребностях в пище и крове, отце земном и небесном, то есть – в любви и смысле жизни. Ищите – и обрящете. Известное выражение как руководство к действию. Как подготовка к инициации. И кладбищенский шелест берез станет своего рода камертоном, увертюрой к гимну во славу новой жизни – длинной и счастливой.

Третья повесть – «Предчувствие февраля». Главный герой Даниил – в аду после мучительного развода. «Вместе – какое простое и недоступное слово» – эта фраза, это ощущение брошенности не дает ему покоя. Как прожить свое первое черное лето? Ведь ты не можешь не думать о том, что «худшее извращение в современном мире – быть привязанным к своей семье». Беседин мастерски передает всю тягость непрерывного ощущения – когда тебя не надо, а ты есть. Ты – «уставший, бесполезный мужчина». Встречи тоскующего по двум маленьким дочкам Даниила с закадычным другом-неудачником Спириным обречены на мелкие ссоры, а телефонные разговоры с другим товарищем по несчастью, Богданом, живущим в Луганске, – на непонимание. Но Даниил не сдается.

Поначалу все кажется беспросветным кошмаром. В промежутках между встречами со своими малышками молодой отец испытывает приступы странного чувства: «... тем, у кого слой за слоем нарастал хитиновый панцирь жесткости, равнодушия, умения не замечать других – и человек костенел, превращаясь в функцию». Бывшая жена ведет себя как алчная кукушка, ей наплевать на здоровье и воспитание дочек, ее главная задача – постоянно вытягивать из Даниила деньги, и в ход идет все – от оскорблений до шантажа разлучить навсегда отца с детьми. Мужчина на грани нервного срыва.

Спасением может стать поездка в Ростов к бизнесмену и политику Константину. Книга о нем – случайный выгодный заказ для журналиста Даниила, это шанс, упустить который просто нельзя. Встреча с клиентом проходит успешно, Даниил начинает работу, у него появляются деньги. Внезапно приходит ощущение: помочь другому – это способ помочь себе и таким образом вырваться за пределы черной полосы.

Вот ведь парадокс. Автор назвал свой сборник «Как исчезает дым» – а текст не отпускает, авторский месседж не проходит стороной неизбежно, «как с белых яблонь дым». Все портреты у Беседина написаны психологически точно, мотивация каждого поступка предельно ясна. Отсюда и возникает устойчивая читательская эмпатия. Можно поздравить Платона с серьезной творческой удачей.

О чем еще подумалось после прочтения этой книги? Беседин повествует о попытках перерождения неудовлетворенного человека, нашего с вами современника. И – как талантливый писатель – перерождается сам. В большого мастера прозы. С нетерпением жду подтверждения этого тезиса в новых бесединских книгах. И что-то подсказывает: дождусь. Дождемся все мы.

Откуда такая уверенность? На обложке – пять слов Эдуарда Лимонова: «Платон Беседин – яростный, искренний, настоящий». Это не оценка. Это – напутствие. К которому невозможно не присоединиться. В добрый час, Платон – твори, да не затворяйся! Новых свершений – и сильного неба над головой…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
472
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
480
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
1013
Коты – они такие звери

Коты – они такие звери

Сергей Долгов

Женский ответ Фету, аппетитный снег и рулон разговора

0
166

Другие новости