|
Молчание, скромность и терпение – главные
добродетели итальянской девушки.
Карл Брюллов. Итальянка, зажигающая
лампаду перед образом мадонны. 1835. ГТГ
|
Главная героиня романа итальянской современной писательницы и педагога Виолы Ардоне «Олива Денаро» – ровесница 1960-х, бедная провинциальная девочка, родившаяся в Марторане, в семье доброго фермера, поставщика улиток и лягушек для ресторанов, и швеи – сложной, тяжелой, однако в глубине души достойной женщины. По злой иронии, именно достоинства родителей юной Оливы: мягкость и порядочность ее отца, брак по любви, отказ от традиций вендетты – причина их низкого социального положения, недостаточного уважения к ним в агрессивной, патриархальной, жестокой среде итальянской окраины. В замкнутом городке – свои обычаи: несправедливость кажется нормой, знакомство с судьей и кошелек решают почти всё, от соседской клеветы зависят востребованность твоего маленького бизнеса и шансы дочери на брак, в насилии виновата жертва. Здесь побои по отношению к жене – хороший тон, а молчание, скромность и терпение – единственные добродетели будущей невесты. Девушке следует ограничить образование начальной школой, чтобы мужчины не ощущали себя неловко рядом с ней. Сами мысли о «прогрессивных ценностях», равенстве полов, торжестве правды, а не силы выглядят противоестественными в такой среде. Прилежная ученица Олива бедна и некрасива, слаба физически, у нее нет поддержки близких. Однако именно ей суждено стать первой девушкой, которая выступит против узаконенного традиционного насилия. Юная Денаро не желает принадлежать по неписаному праву богатому и красивому, притягательному для нее как мужчина, но недостойному, привыкшему всего добиваться подлостью и подкупом Патерно. Она инициирует судебный процесс над обесчестившим ее владельцем кондитерской, заручившись поддержкой местных коммунистов – за неимением другой надежды.
На первый взгляд это просто устроенная книга, роман-воспитание, роман – гражданское становление, «путь борца» в русле модной сегодня фем-литературы, автофикшна. Сюжет линеен, персонажи однозначны, основной конфликт ярко выражен. Некоторое сгущение красок (наверняка итальянское общество 1960-х состояло не только из сплетников, шовинистов, домашних тиранов, сводней, продажных судей и агрессивной молодежи), как в ленте «Малена», определяется социальным ключом произведения. Вокруг подобного инцидента – общественно приемлемого насилия над женщиной – и роман Мег Вулитцер «Исключительные» (2018). Как и в «Оливе», где происшествие одобряемо патриархальной культурой, в «Исключительных» речь о спорном случае. Бывший сожитель маргинальной модели Кейт, богатый и успешный представитель золотой молодежи, выпивший лишнего на вечеринке, уединяется с нею. Лишь в последний момент одурманенная алкоголем Кейт осознает, что сейчас случится, однако ее вялые протесты уже не меняют ничего. У Вулитцер преступник был осужден и бежал за границу. В истории Оливы результат процесса не так однозначен: Патерно получает условный срок при симпатии к нему городских властей и горожан, а семья девушки вынуждена уехать.
|
Виола Ардоне. Олива Денаро /
Пер. с итальянского Екатерины
Жирновой.– СПб.:
Polyandria NoAge, 2024. – 320 с.
|
Книга Ардоне задает непростой вопрос: а нужно ли переделывать общество, которое этого в массе своей не хочет, которое, в общем, удовлетворено своими устоями, даже если их законные основания сомнительны, а понятия о справедливости искажены? Не проще ли покинуть неподходящий социум человеку с иным мышлением? Именно этой дилеммой и заканчивается повествование. 20 лет спустя ставшая педагогом и коммунистической активисткой Олива встречается с обесчестившим ее когда-то по итальянской традиции Патерно. Многодетный процветающий коммерсант и сейчас считает себя несправедливо пострадавшим, затаил обиду. Он спрашивает, принесли ли героине счастье ее так называемые гражданские права, справедливость и законность? Оливе лишь жаль его, не могущего понять, что сама борьба за право выбора, образование, независимую профессию, собственный путь в жизни и заключают в себе счастье. Однако читатель вправе выбрать сам, что ему ближе – патриархальная культура с ее недостатками или путь бунта, судьба борца.
Когда открываешь роман Ардоне, вспоминается и «Неаполитанский квартет» Элены Ферранте – история взросления и борьбы за лучшую жизнь двух бедных неаполитанских девочек, Лилы и Лену. Противостояние богатых и бедных, то есть классовая основа романа, как сказали бы в советскую эпоху, занимает Ардоне так же сильно, как и Ферранте. Это отчасти биографические книги, недаром в обоих текстах главную героиню зовут сходным с авторским именем. Однако Ардоне ближе к роману-воспитанию, ее мораль однозначна: борьба с несправедливостью, движение за новое общество, в котором женщины смогут наравне с мужчинами учиться и занимать должности, свидетельствовать в суде, выбирать материнство или свободу. Повествование Ферранте, безусловно, сложнее, у нее нет простых ответов, нет легких путей. Но в любом случае обе эти вещи говорят о наступлении новой эпохи, преодолении патриархальной архаики, неизбежном историческом движении к секуляризации, индивидуальному пути, модернизации. В итальянском мире, где больше не тянется вековая вендетта, чтобы восстановить справедливость, появляются другие пути, замкнутая культура вынуждена отвечать на вызовы времени.
комментарии(0)