0
4034
Газета Проза, периодика Печатная версия

16.10.2024 20:30:00

Бедна и некрасива

Женский бунт против узаконенного насилия

Тэги: проза, италия, девушка, борьба


38-14-1480.jpg
Молчание, скромность и терпение – главные
добродетели итальянской девушки.
Карл Брюллов. Итальянка, зажигающая
лампаду перед образом мадонны. 1835. ГТГ
Главная героиня романа итальянской современной писательницы и педагога Виолы Ардоне «Олива Денаро» – ровесница 1960-х, бедная провинциальная девочка, родившаяся в Марторане, в семье доброго фермера, поставщика улиток и лягушек для ресторанов, и швеи – сложной, тяжелой, однако в глубине души достойной женщины. По злой иронии, именно достоинства родителей юной Оливы: мягкость и порядочность ее отца, брак по любви, отказ от традиций вендетты – причина их низкого социального положения, недостаточного уважения к ним в агрессивной, патриархальной, жестокой среде итальянской окраины. В замкнутом городке – свои обычаи: несправедливость кажется нормой, знакомство с судьей и кошелек решают почти всё, от соседской клеветы зависят востребованность твоего маленького бизнеса и шансы дочери на брак, в насилии виновата жертва. Здесь побои по отношению к жене – хороший тон, а молчание, скромность и терпение – единственные добродетели будущей невесты. Девушке следует ограничить образование начальной школой, чтобы мужчины не ощущали себя неловко рядом с ней. Сами мысли о «прогрессивных ценностях», равенстве полов, торжестве правды, а не силы выглядят противоестественными в такой среде. Прилежная ученица Олива бедна и некрасива, слаба физически, у нее нет поддержки близких. Однако именно ей суждено стать первой девушкой, которая выступит против узаконенного традиционного насилия. Юная Денаро не желает принадлежать по неписаному праву богатому и красивому, притягательному для нее как мужчина, но недостойному, привыкшему всего добиваться подлостью и подкупом Патерно. Она инициирует судебный процесс над обесчестившим ее владельцем кондитерской, заручившись поддержкой местных коммунистов – за неимением другой надежды.

На первый взгляд это просто устроенная книга, роман-воспитание, роман – гражданское становление, «путь борца» в русле модной сегодня фем-литературы, автофикшна. Сюжет линеен, персонажи однозначны, основной конфликт ярко выражен. Некоторое сгущение красок (наверняка итальянское общество 1960-х состояло не только из сплетников, шовинистов, домашних тиранов, сводней, продажных судей и агрессивной молодежи), как в ленте «Малена», определяется социальным ключом произведения. Вокруг подобного инцидента – общественно приемлемого насилия над женщиной – и роман Мег Вулитцер «Исключительные» (2018). Как и в «Оливе», где происшествие одобряемо патриархальной культурой, в «Исключительных» речь о спорном случае. Бывший сожитель маргинальной модели Кейт, богатый и успешный представитель золотой молодежи, выпивший лишнего на вечеринке, уединяется с нею. Лишь в последний момент одурманенная алкоголем Кейт осознает, что сейчас случится, однако ее вялые протесты уже не меняют ничего. У Вулитцер преступник был осужден и бежал за границу. В истории Оливы результат процесса не так однозначен: Патерно получает условный срок при симпатии к нему городских властей и горожан, а семья девушки вынуждена уехать.

38-14-12250.jpg
Виола Ардоне. Олива Денаро /
Пер. с итальянского Екатерины
Жирновой.– СПб.:
Polyandria NoAge, 2024. – 320 с.
Книга Ардоне задает непростой вопрос: а нужно ли переделывать общество, которое этого в массе своей не хочет, которое, в общем, удовлетворено своими устоями, даже если их законные основания сомнительны, а понятия о справедливости искажены? Не проще ли покинуть неподходящий социум человеку с иным мышлением? Именно этой дилеммой и заканчивается повествование. 20 лет спустя ставшая педагогом и коммунистической активисткой Олива встречается с обесчестившим ее когда-то по итальянской традиции Патерно. Многодетный процветающий коммерсант и сейчас считает себя несправедливо пострадавшим, затаил обиду. Он спрашивает, принесли ли героине счастье ее так называемые гражданские права, справедливость и законность? Оливе лишь жаль его, не могущего понять, что сама борьба за право выбора, образование, независимую профессию, собственный путь в жизни и заключают в себе счастье. Однако читатель вправе выбрать сам, что ему ближе – патриархальная культура с ее недостатками или путь бунта, судьба борца.

Когда открываешь роман Ардоне, вспоминается и «Неаполитанский квартет» Элены Ферранте – история взросления и борьбы за лучшую жизнь двух бедных неаполитанских девочек, Лилы и Лену. Противостояние богатых и бедных, то есть классовая основа романа, как сказали бы в советскую эпоху, занимает Ардоне так же сильно, как и Ферранте. Это отчасти биографические книги, недаром в обоих текстах главную героиню зовут сходным с авторским именем. Однако Ардоне ближе к роману-воспитанию, ее мораль однозначна: борьба с несправедливостью, движение за новое общество, в котором женщины смогут наравне с мужчинами учиться и занимать должности, свидетельствовать в суде, выбирать материнство или свободу. Повествование Ферранте, безусловно, сложнее, у нее нет простых ответов, нет легких путей. Но в любом случае обе эти вещи говорят о наступлении новой эпохи, преодолении патриархальной архаики, неизбежном историческом движении к секуляризации, индивидуальному пути, модернизации. В итальянском мире, где больше не тянется вековая вендетта, чтобы восстановить справедливость, появляются другие пути, замкнутая культура вынуждена отвечать на вызовы времени.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
3063
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
1616
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
2135
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1657

Другие новости