0
2502
Газета Проза, периодика Печатная версия

02.10.2024 17:30:00

От пустыни до Нью-Йорка

Продолжение истории любви магических существ

Тэги: проза, магия, джинн, ньюйорк


36-14-1480.jpg
Голем и джинн?.. Фото
 Владимира Захарина.
Надеюсь, кто-то из уважаемых читателей впечатлился моим недавним описанием романа Хелен Уэкер «Голем и джинн» (см. «НГ-EL» от 14.03.24) и по достоинству оценил эту жемчужину магического реализма, впечатляющий рассказ о невероятном романе двух сказочных существ – женщины-голема и мужчины-джинна? Если да, то вы, должно быть, помните, что я упоминал продолжение романа.

Англоязычные фанаты ждали его целых восемь лет, наша же «Иностранка» издала его вслед за первым, избавив поклонников от восьмилетних мук ожидания. Итак, встречайте «Тайный дворец», который начинается на том самом месте, где закончился «Голем и джинн». Упрятав черного мага-каббалиста Иегуду Шальмана в тот самый медный кувшин, в который тысячу лет назад джинна заточило тогдашнее, самое первое воплощение Шальмана – арабский колдун ибн Малик, влюбленные на время расстались. Джинн Ахмад отправился в родную пустыню, дабы разыскать и проведать огненных сородичей, если их племя еще не вымерло, а главное – навсегда упокоить кувшин с находящимся там колдуном в сирийских песках. Голем Хава осталась приводить в порядок дела в Нью-Йорке, только что встретившем новый ХХ век. «Тайный дворец» повествует о приключениях героев в новой эре, где им приходится на полную катушку использовать сверхъестественную мощь, чтобы спасти свой мир.

36-14-11250.jpg
Хелен Уэкер. Тайный
дворец: Роман о големе
и джинне / Пер. с англ.
И. Тетериной.– М.:
Иностранка;
Азбука-Аттикус, 2023. –
608 с. (Большой роман).
Возможно, Хелен Уэкер не слишком рассчитывала на терпеливость и преданность фанатов или же захотела приобрести новых, только в «Тайном дворце» новую историю поначалу сопровождают постоянные пояснения, отсылающие к первому роману. Да и язык ощутимо изменился, став как-то серьезнее, строже. И появилась ощутимая отстраненность автора от повествования, меньшая вовлеченность, что ли. Впрочем, ни то, ни другое не особо портит удовольствие от чтения, в отличие от странной привычки автора по-прежнему называть своих персонажей по их видовой принадлежности. Несмотря на то что человеческие имена она им дала еще в первой книге, они и сейчас зачастую голем и джинн, а не Хава и Ахмад. Подобная «неприветливость» к собственным творениям, признаюсь, озадачивает. Впрочем, это один из очень немногих недостатков романа.

Но все не дает мне покоя одна мысль, время от времени всплывающая во время наблюдения за удивительной историей этой фантастической парочки, эволюции их отношений и познания бурно меняющегося и обновляющегося мира с его все новыми и новыми сюрпризами – телефоном, самолетами, автомобилями и прочим. Автор неслучайно соединила двух столь разных существ – тысячелетнего огненного джинна и глиняного голема нескольких лет от роду. Впечатляющая своей глубиной разность их природы и сверхчеловеческих мистических способностей, столь полярных и в то же время удивительно дополняющих друг друга, великолепна. Но еще более загадочна самая сущностная дилемма фундаментального, онтологического уровня – их глубинная природа. Джинн, будучи, как и человек, божьим творением, очевидно, обладает и душой, пусть даже и не человеческого типа, голем же по определению бездушен. Что оживляет глиняную Хаву, помимо воли ее творца, что дает ей самое главное, что есть в человеке, – способность любить и ревновать, сострадать и ненавидеть? Похоже, это одна из ключевых, если не самая главная интрига романа – для меня, во всяком случае. А вы что думаете, уважаемые читатели? 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2316
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
1192
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
1353
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1222

Другие новости