0
1841
Газета Проза, периодика Печатная версия

24.07.2024 20:30:00

Тоска по хозяину

Скотный двор до Оруэлла

Тэги: проза, оруэлл, цветаева


проза, оруэлл, цветаева «Бунт» Реймонта часто сравнивают со «Скотным двором» Оруэлла. Кадр из мультфильма «Звероферма». 1954

Хорошая книга всегда заставляет задуматься о себе или о своем авторе. Редкая – еще и о других сочинениях. Зачастую с ней не связанных.

В данном случае речь пойдет именно о такой книге. Сюжет небольшого романа нобелевского лауреата по литературе Владислава Станислава Реймонта (1867–1925) вполне соответствует подзаголовку «сказка». В одном имении животные сполна испытали от людей несправедливость и насилие. «Они существовали, чтобы их душить, гнать, забавляться ими. По команде хозяина». Дворовый пес с символичным именем Рекс (Король), после того как из верного исполнителя человеческой воли он стал ее очередной жертвой, поднял восстание. Но жестокость против зла нисколько не уменьшила последнего. Тот же Рекс в припадке гнева, «дав волю своей натуре, тут и там хватал кого-нибудь клыками, бодался и скреб землю когтями». В итоге повстанцы разочаровались в свободе, которую они стали называть не иначе, как «презренными посулами», и, «освобожденные от химер», пошли вновь искать себе господина.

«– Вы хотите вернуться к ярму, неволе и кнуту! – завыл Рекс тоскливо.

– Мы хотим жить! – вознеслись к небу тысячи голосов. – Хотим жить!»

Расправившись с Рексом (его растоптали), присмиревшие звери «брели через бескрайние пустоши, их жгло немилосердное солнце, убивали голод и жажда, засыпали песчаные бури, пожирали дикие звери, но ничто не могло погасить эту неутолимую, страшную тоску по хозяину. Наконец, после долгих дней скитаний, как им казалось, по всему свету, табуны, шедшие впереди, внезапно стали останавливаться, дрожать и валиться на землю.

– Человек! Хозяин наш! Человек!

26-15-11250.jpg
Владислав Реймонт. Бунт:
Сказка / пер. с польск.
Яна Мержвы.– СПб.:
Издательство Ивана Лимбаха,
2024. – 280 с.
На краю непроходимых зарослей, под раскидистой пальмой, сидело обезьянье семейство. Огромная горилла, по-видимому, застигнутая врасплох, испуганно вскочила на ноги. При виде ее все стада покорно пали ниц, и раздался рев, достигший самого неба:

– Правь нами! Владей нами. Мы – твои верные слуги! Не покидай нас!

Горилла в страхе забралась на пальму и, швыряя кокосовые орехи в тех, кто стоял поблизости, бормотала что-то непонятное и яростно фыркала. А снизу доносились неустанные мольбы:

– Правь нами! Владей нами. Мы твои! Наш хозяин!»

В аннотации указывается, что книга, написанная в 1924 году, стала сатирой на революцию в России. Думается, это не совсем так. Скорее Реймонт осуждал не столько левый политический тренд, сколько темные стороны человеческой природы, тем самым продолжая традицию созданных им ранее знаменитых романов «Земля обетованная» и «Мужики».

У читателя наверняка возникла ассоциация со «Скотным двором» Джорджа Оруэлла, появившимся двадцатью годами позднее. Помимо схожести сюжета писателей объединяет и пессимистический взгляд на человека, готового отказаться от свободы. (Напомню, что, например, «1984» завершается признанием главного героя в любви к Большому Брату.) Но вероятнее всего, английский классик все же не знал о сочинении своего польского коллеги. К этому времени «Бунт» перевели на немецкий и голландский языки, которыми автор «Дочери священника» не владел. (Оруэлл достаточно свободно знал французский, на котором, между прочим, прочитал «Мы» Евгения Замятина, и, вероятно, участие в гражданской войне в Испании дало ему умение объясняться на бытовом уровне на языке Сервантеса.) Хотя нельзя исключить, что прозаик мог узнать содержание романа в пересказе своих знакомых, например издателя и общественного деятеля Виктора Голланца или другого создателя антиутопий Артура Кестлера.

Поэтому стоит сожалеть о «невстрече» (Марина Цветаева) Оруэлла с прозой Реймонта. Ведь, как говорил сам Оруэлл: «Лучшие книги – это те, которые рассказывают тебе то, что ты уже знаешь».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2338
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
1201
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
1365
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1232

Другие новости