0
2426
Газета Проза, периодика Печатная версия

24.07.2024 20:30:00

Случай – псевдоним Всевышнего

Кир Булычев и Анатолий Фоменко – два доктора наук в одном мультфильме

Тэги: проза, фантастика, мультфильмы, кир булычев, анатолий фоменко, искусство

В издательстве «АСТ» готовится издание романа профессионального историка Кира Булычева «Поселок» с рисунками создателя скандальной «Новой хронологии» Анатолия Фоменко. О том, как получилось, что в одной работе соединились творческие усилии двух непримиримых антагонистов, в предисловии к книге рассказывает заместитель ответственного редактора «НГ-EL». Печатаем полную версию очерка.

проза, фантастика, мультфильмы, кир булычев, анатолий фоменко, искусство На обрывах инопланетных скал проступают гравюры Анатолия Фоменко. Кадр из мультфильма «Перевал». 1988

Роман «Поселок» в творчестве Кира Булычева стоит несколько особняком. Массовый читатель в основном знает адресованные детям и подросткам повести о приключениях непоседливой «девочки с Земли» Алисы Селезневой, а также остроумные, комические истории из жизни города Великий Гусляр, который по непонятной науке причине облюбовали «пришельцы из космоса, избравшие Землю целью своего путешествия». «Поселок» – роман не детский и тем более не юмористический. Хотя его главные герои – молодые люди. И остроумных моментов в нем хватает; чего стоит хотя бы история с инопланетным животным, которого называют козлом, а оно оказывается козой и приносит козлят…

«Поселок» – это сложное, философское и социально значимое произведение. Оно о том, как люди теряют свои корни, а потом мучительно возвращают их себе. Этот роман о том, как земляне теряют связь со своей родной планетой, а потом восстанавливают ее. Это произведение про обретение корней, про невероятную важность и сложность этого процесса.

Неудивительно, что столь необычное произведение привлекло внимание одного из самых необычных советских мультипликаторов – Владимира Тарасова. Он всегда отдавал предпочтение фантастическим сюжетам и комиксовой изобразительной стилистике. И это сделало его мультипликацию актуальной и сегодня. Даже ролик о необходимости соблюдать правила дорожного движения он решил как полную гэгов историю о ковбоях в городе. Его визитная карточка – мультновелла о том, как незадачливый художник учил инопланетянина напевать без фальши лирическую мелодию Нино Рота из фильма «Крестный отец»…

Получасовой мультфильм «Перевал», поставленный по первой части романа «Поселок», получился еще более необычным, чем роман Кира Булычева. «Перевал» вполне читается как полноценное произведение, в 1980 году он печатался в журнале, а в 1983-м вошел в одноименный сборник повестей. И только в 1988 году вышел полностью роман в двух частях «Поселок».

На первый взгляд довольно смелым, но, как оказалось, весьма удачным ходом было решение использовать в видеоряде мультипликационной картины графические работы Анатолия Фоменко, профессионального математика и историка-любителя, создавшего вызвавшую множество споров «Новую хронологию». Владимир Тарасов гордо хвастался, мол, у него на фильме работают два доктора наук – как известно, Кир Булычев, он же Игорь Всеволодович Можейко, был доктором исторических наук, а Анатолий Фоменко уже тогда был доктором математических наук.

Как же собрался столь необычный и представительный творческий состав? «Во многом все получилось случайно, – рассказывал Тарасов. – На фрагмент, тогда еще только фрагмент, из романа Игоря Всеволодовича я наткнулся в журнале «Знание – сила», и он меня очень заинтересовал. Там были такие нотки, которые меня всегда теребили. Это разговор о взаимоотношении человека и космоса, об одиночестве человечества в этом огромном мире… Надо было найти художника, который бы создал соответствующий видеоряд. Я очень верю в такое понятие, как «Его Величество Случай». Кто-то из великих замечательно сказал, что Случай – это псевдоним Всевышнего, когда Он не хочет засветиться. И так же, как я случайно наткнулся на публикацию Кира Булычева, так же, уже не помню, каким образом, мне попала в руки книжка по математике. Хотя я крайне далек от точных наук. И в этой небольшой брошюрке, помимо умных теоретических концепций, были иллюстрации – графические изображения различных математических формул. Я очень удивился и решил посмотреть, кто же сделал эти иллюстрации… Они были очень выразительными, черно-белыми… Я выяснил, что и автор этой тоненькой книжки, и автор иллюстраций в ней – человек по имени Анатолий Тимофеевич Фоменко. Он уже тогда был профессором МГУ, а по вечерам занимался историей».

Да, профессор Фоменко уже в 1980-е годы был культовым персонажем в кругах студентов физико-математических вузов, его рисунки передавали из рук в руки, копировали на первых копировальных машинах, сканировали на первых попавших в Москву сканерах и распечатывали на первых принтерах.

«Уже познакомившись с Анатолием Тимофеевичем, я как-то приехал в его скромную квартиру где-то на окраине Москвы, – продолжает Тарасов. – И на стенах его рабочей комнаты я увидел большие бумажные простыни с какими-то датами, с какими-то надписями, скажем: «Карл XII, Иван Грозный…» И он мне рассказал о своей теории «Новой хронологии», о том, что все даты, по его мнению, сдвинуты лет на 300–500. К этой мысли он пришел, используя метод математического анализа. Потом это все было изложено в его знаменитом, довольно скандальном издании. Это очень любопытно, будоражит воображение… И вот этого человека я пригласил, чтобы использовать его как художника для того, чтобы проиллюстрировать произведение Кира Булычева. Специальных иллюстраций к произведению Булычева Фоменко не делал. У него уже был набор работ, которые он рисовал для себя, и я, увидев уже довольно обширный запас вещей, постарался осмыслить, что из того, что уже есть, можно использовать как иллюстративный материал, чтобы создать определенную атмосферу, создать мир поселка на далекой планете, на которой произошла катастрофа, а теперь происходит прорыв молодого населения к своим корням, попытка выйти на связь с Землей. По-моему, иллюстрации Фоменко очень хорошо легли на то, что было написано Киром Булычевым. Он не очень хорошо это воспринимал, он писал об этом, но конфликтов не было».

Так получилось, что у этих двоих незаурядных творческих личностей, встретившихся на одной мультипликационной картине, были диаметрально противоположные взгляды на историю. Доктор исторических наук Игорь Всеволодович Можейко наотрез не принимал теории доктора математических наук Анатолия Тимофеевича Фоменко. При всем при том оба эти человека были творческими личностями и учеными очень широких взглядов и с уважением относились к мыслям и творчеству друг друга. Несмотря на непримиримость их научных позиций.

«Обычно в мультипликации творческая группа – это группа единомышленников. Мы с ними иногда встречались вместе, обсуждали разные темы… – так же вспомнил Тарасов. – Предположим, за столом, и между ними обязательно вспыхивал спор. Было очень интересно слушать их диспут по поводу истории как таковой. Каждый из них стоял на своей позиции…»

Как бы то ни было, но получилось незаурядное произведение о культуре, без которой немыслимы люди. Огромное впечатление производит сцена, в которой герои Кира Булычева идут по снежной пустыне, звучит песня Александра Градского на стихи Саши Черного, звучит романс Александра Вертинского, звучит закадровый голос Александра Кайдановского, а на скалах, которые проплывают мимо, проступают графические работа Анатолия Фоменко… Культурные пласты сталкиваются и вступают в синтез, и в результате этого синтеза возникает связь между людьми, потерянными в далеком космосе, их и родиной – планетой Земля.

Эта маленькая короткометражная картина стоит многих полнометражных лент.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
3893
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
2104
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
2698
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
2145

Другие новости