Копия миелофона из мини-сериала «Гостья из будущего» – ее получают победители премии «Алиса». Фото Андрея Щербака-Жукова
В цирке мистера Валруса «Олимп» есть все, что нужно искушенному зрителю: фокусники и воздушные гимнасты, дрессированные животные и клоуны, иллюзионисты и предсказатели. Яналия и Гермес выросли в цирке. Они ходят в школу для детей работников цирка и мечтают о собственных номерах, а их друзья – артисты, балаганщики и фантастические существа с далеких планет. Да, цирк «Олимп» гастролирует по всей Вселенной, а его обитатели – не только люди… Время действия – 2813 год, место – Вселенная, космический корабль «Юрий Гагарин»…
Яналия Молодцова – отчаянная воздушная гимнастка, Гермес Гудини – молодой фокусник и исполнитель опасных трюков. Их беззаботное существование на корабле подходит к концу, когда Яналия замечает начальника цирковой охраны с загадочной цистерной, а представление на планете Корот срывается из-за скачка во времени…
«Креахоновая крепость» Германа и Тамары Рыльских, получившая приз «Алиса» за лучшее произведение для детей и подростков на Конференции по вопросам фантастики «РосКон-2024» (см. «НГ-EL» от 25.04.24, интервью с ними читайте в одном из ближайших номеров), на первый взгляд сочетает несочетаемое. Эстетика бродячих цирков прошлого века и технологии будущего, шпионский детектив и космоопера в духе «Звездных войн», галактические пираты и говорящая ящерица, нелегальные мигранты, скачки во времени и научные эксперименты, подростковая дружба и аллюзии на античную мифологию – все это читатель найдет на страницах романа. Но такое сочетание если и устрашает, то только на первый взгляд.
Роман начинается как шпионский триллер, но за лихой приключенческой историей с роботами и бластерами скрывается рассуждение о неравенстве и нетерпимости к другим, о том, что толкает людей (и не только) на преступления, и даже о нелегальной миграции. Смешение жанров и обман читательских ожиданий характерен для прозы Рыльских: в их цикле «Варвара Шум» путешествие по всему свету в поисках загадочных происшествий превращается в серьезное расследование и мистическую историю с похищением, а в романе «Гретель и ее бесы» сказка братьев Гримм становится основой для психоделического путешествия в глубины собственной души.
Герман Рыльский, Тамара Рыльская. Креахоновая крепость. Водовороты времени.– М.: АСТ, 2023. - 576 с. |
Второстепенные персонажи «Креахоновой крепости», пожалуй, даже затмевают главных: бывший секретный агент, а ныне подозрительный глава цирковой охраны Моррисон; предсказательница мадам Симона; преподаватель межвидовой этики Ганза Га, напоминающий гусеницу из «Алисы в Стране чудес»; сестры-близнецы Ночет, умеющие читать мысли; забывчивый робот, ведущий математику; Расул, космический пират в прошлом, а в настоящем механик корабля. Именно разнообразие персонажей превращает корабль в маленькую Вселенную внутри большой, а также путает следствие и помогает говорить о расовой нетерпимости.
Впрочем, на фоне ярких второстепенных героев порой меркнут главные. Яналия и Гермес – школьники, попадающие в неприятности и умеющие лихо из них выбираться. Поначалу они даже могут раздражать, как и всякие подростки, лезущие во взрослые дела. Однако очень скоро становится понятно, что это часть обаяния героев. Подростки в «Креахоновой крепости» получились реалистичными: они любопытные, порой обидчивые и резкие, но искренние и храбрые. Яналию раздражают девушки, вьющиеся вокруг Гермеса (даже подруга Тина Крейн), хотя сама она воспринимает его только как друга. Яналия и Гермес ссорятся, порой задирают одноклассников (а те – их), придумывают смертельно опасные номера и планы по спасению Вселенной. В конце концов, не зря же один из них – талантливый фокусник с говорящими именем и фамилией, а вторая способна спрыгнуть откуда угодно.
Но не думайте, что все будет так просто. Гермеса и Яналию ждут не только подслушанные разговоры, путешествия по техническим коридорам цирка и крепкий кофе в ирландском пабе «Клевер» на борту, но и прорехи во времени, зловещие пророчества и кошмарные сны.
Как ни парадоксально, при всем обилии приключений и резких поворотов сюжета «Креахоновая крепость» остается уютным космическим детективом. В романе есть особое обаяние, напоминающее о классике научно-фантастического кино вроде «Гостьи из будущего» и «Доктора Кто». Кажется, что Яналию и Гермеса непременно ждет счастливый финал – однако интрига держится до конца, о героях меняется впечатление несколько раз за роман, а нити сюжета повисают в космосе (и это неудивительно, ведь «Креахоновая крепость» только первая часть цикла). Смогут ли подростки противопоставить что-нибудь взрослым? Значит ли что-то предсказание на космических картах таро? Точно ли обитатели корабля «Юрий Гагарин» те, за кого себя выдают? И как поможет расследованию говорящая ящерица со страстью к чипсам и сломанный робот с компьютерным вирусом внутри?