Бабушка была обычной… Константин Маковский. Голова старухи. 1890-е. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник |
Если в историях и есть нравоучительное зерно, то оно призрачное. Впрочем, нет здесь и натужного оптимизма, иногда свойственного прозе для юношества, – это глубокие воды. Однако и к ностальгическому воспоминанию о конце 90-х на периферии, о тепле родительской семьи, первой несчастливой любви или трагически оборвавшейся дружбе, необычном жизненном опыте книгу тоже свести нельзя. Как читатель, возможно, уже догадался, у Юрия Лунина есть секрет, с помощью которого ничем не примечательная на первый взгляд, даже тривиальная история-эссе преображается в маленькое чудо. Это авторские размышления и отступления, которые учат нас неоднозначности мира, жизни, нас самих.
«– Грибочков-то мы с тобой, сынок, уже успели набрать, правильно?
Юрий Лунин. Фиолетовая рыба: Рассказы и повести.– М., 2023. – 200 с. |
Тексты писателя балансируют на тонкой грани между низовым реализмом и богоискательской нотой, гласящей, что все не напрасно, жизнь продолжается. В ней есть неизбежные печали и потери, но главное – красота обыденного и сохранение тепла в себе. Когда я думаю о том, что связывает автора этой книги с ее издателем, шекснинским поэтом и однокурсником Юрия Григорием Шуваловым, то понимаю, что общий мир. Лирическая печаль бытия, способность остановить мгновение и услышать его музыку.
Еще в литинститутские годы – Юрий пришел в вуз отнюдь не со школьной скамьи, попробовав себя и в живописи, и в музыке, – проза Лунина высоко ценилась его педагогами. Однако, будучи, по собственному признанию, не только малопишущим, но и долгопишущим, первую настоящую книгу уже зрелый автор подготовил почти 15 лет спустя. Она – отражение его пути от небольших ранних очерков, появлявшихся в периодике, до формата повести. Концентрированное слово… хочется сказать – поэтическое, лирическое. Наверное, так и есть.
комментарии(0)