0
1262
Газета Проза, периодика Печатная версия

07.02.2024 20:30:00

Колокольчик чужой беды

Опираясь душой на Господа, не забывая о культуре

Тэги: проза, женщины, любовь, дети, преступления


5-13-12250.jpg
Варвара Рязанцева.
Усталая река.– М.:
Просвещение-Союз,
2023. – 512 с
Варвара Рязанцева – прозаик, для которого философская и духовная составляющие нашего бытия – важнейшие. И еще. Она постоянно чутко прислушивается к тому самому колокольчику, о котором вспоминал Антон Павлович Чехов, – напоминающему нам, грешным, погруженным в собственные переживания, о всех бедных и страждущих вокруг нас, кого мы можем в суете и не заметить.

Три повести из сборника «Усталая река» – это истории наших современниц, убеждающие, как трудно стать счастливым в ХХI веке. Ни внешняя красота, ни большие деньги, ни любовь близких не могут порой дать нам ощущение той полноты бытия, которые приносят лишь глубокая вера, требующая полного самоотречения, и погружение в усталые от нашего недоверия, но вечные воды культуры.

В этом плане весьма показателен финал повести «Находка»: «Она уже знала, какой будет ее новая жизнь – осмысленной и счастливой, с любимой работой, дружной семьей, умными, читающими книги детьми и непоколебимой Верой в МИЛОСЕРДИЕ БОЖЬЕ…»

Книгу открывает повесть «Три девицы под окном», представляющая три женские судьбы, каждая из которых по-своему несчастна. Прозаик предпосылает основному тексту посвящение и эпиграф. Повесть посвящается «Всем, чья любовь – безнадежна…» Александр Блок когда-то утверждал: только влюбленный достоин звания человека. Писательница Варвара Рязанцева показывает: животная, неодухотворенная, собственническая любовь толкает ее героинь на страшные поступки в борьбе за любимого человека, что, естественно, кончается для них полным крахом. Автор этой книги – судя по всему, эрудит и энциклопедист. Это позволяет писательнице предпосылать своим повестям и книге в целом мастерски подобранные эпиграфы из стихов Алджернона Чарлза Суинберна (именно из его поэзии заимствован выразительный образ «усталой реки») или Германа Гессе. Прозаик прибегает к приему потока сознания – мы слышим мысли каждой из героинь. Перед нами три сильных характера, их объединяет любовь к одному и тому же человеку, и никому из них она, даже став взаимной, не приносит счастья. Рязанцева показывает, насколько современный человек погружен в море массовой культуры: ее героиня Марина, «высокая, статная, крупнокостная», чье «ладно сколоченное тело… при любых физических действиях наливалось веселой силой», думает и чувствует именно то, что поет «надрывным голосом Кристина Орбакайте». И взбалмошная, способная на преступление из-за пережитых унижений Марина, вложившая силу и душу в ресторанный бизнес любимого человека, и невезучая мечтательница Ольга, придумавшая себе роковую любовь и ставшая ее жертвой, и философ, вскоре ставшая доктором наук Ксения, самая старшая, образованная и мудрая из этой троицы, – все они проходят через испытания любовью. И лишь Ксения их достойно выдерживает, помогая всем вокруг, отказываясь от постельных радостей после измены любимого, удочеряя оказавшегося никому не нужным ребенка – еще одну безвинную жертву чужих любовных страстей.

Интересно: три повести Варвары Рязанцевой из этой книги по-настоящему остросюжетны и даже в какой-то степени авантюрны. В них есть все составляющие беллетристики: путешествия в экзотические страны, редкая красота героинь, неожиданные таинственные смерти персонажей. Но настоящей литературой их делают духовные поиски героев: богатый и красивый, окруженный влюбленными в него женщинами Никита отправляется в Индию, потому что понимает, что жизнь, которую он вел десятилетиями, пуста без подлинного идеала и понимания ее скрытого смысла.

А есть ли границы состраданию? Может ли оно сломать жизнь человеку, не умеющему отделить подлинное от мнимого? Варвара Рязанцева в повести-предупреждении «Аферистка» показывает – может.

Только человек, в свое время работавший в детской комнате милиции и сталкивавшийся с изуродованными судьбами несчастных детей пьющих и равнодушных к ним псевдородителей, мог написать такое произведение. Героиня повести Надя Кручинина сострадает всем и всегда, и мы видим, как ею умело манипулирует безжалостная и жадная аферистка Валентина Ланцова.

Как часто таких профессиональных «страдальцев» мы видим в вагонах электричек и метро? Щедрые и жалостливые русские люди, даже подозревая обман, все-таки продолжают поддерживать их. К чему приводит подобное сострадание показывает прозаик. Разбита и сломана, обессмыслена вся жизнь добрейшей Нади, потерявшей в финале все – и любимого человека, и усыновленного ребенка, благодаря «заботе» родной матери оказавшегося за решеткой.

В повести «Находка» в центре вновь женская судьба: провинциальная красавица Елена Чарикова, невеста известного футболиста, становится жертвой журналиста Остудина, опозорившего «королеву красоты Подмосковья» убийственной публикацией-разоблачением, лишившей ее и возлюбленного, и будущей карьеры модели.

Как всегда, симпатии автора не на стороне самоупоенного «медийного лица», а на стороне жертвы – растерявшейся, забывшей даже то немногое, что, казалось, знала и помнила с детства.

Отправившаяся на престижный курорт после трагедии Елена находит чужую рукопись, которая в дальнейшем спасает ее от пережитого позора. Писательница показывает нам: мы живем в мире мнимостей, имиджмейкеров, имиджей. Опытный человек, неделю поработав с взятой из толпы девушкой, может сделать из нее интеллектуалку, удивляющую журналистов эрудицией. Да, бессмертен «Пигмалион» Бернарда Шоу! Но чужие одежды и заимствованная у незнакомки слава не приносят Елене счастья: каждому из нас необходимо проживать собственную жизнь… И понимание этого, пришедшее к Елене внезапно, толкает ее на самоубийство. Но чужая преданная любовь нищего скромного человека другой культуры спасает запутавшуюся девушку, и она решает начать новую жизнь.

Варвара Рязанцева хорошо помнит: один из самых больших грехов в православии – уныние, и поэтому финалы ее замечательных повестей дарят нам надежду.

Опираясь душой на Господа, не забывая о культуре – отечественной и мировой, мы можем найти в себе силы выйти обновленными из самых трудных жизненных обстоятельств. Эта вера автора благодаря его таланту передается читателям.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
641
Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
690
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
719
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
1376

Другие новости