Варвара Рязанцева. Усталая река.– М.: Просвещение-Союз, 2023. – 512 с |
Три повести из сборника «Усталая река» – это истории наших современниц, убеждающие, как трудно стать счастливым в ХХI веке. Ни внешняя красота, ни большие деньги, ни любовь близких не могут порой дать нам ощущение той полноты бытия, которые приносят лишь глубокая вера, требующая полного самоотречения, и погружение в усталые от нашего недоверия, но вечные воды культуры.
В этом плане весьма показателен финал повести «Находка»: «Она уже знала, какой будет ее новая жизнь – осмысленной и счастливой, с любимой работой, дружной семьей, умными, читающими книги детьми и непоколебимой Верой в МИЛОСЕРДИЕ БОЖЬЕ…»
Книгу открывает повесть «Три девицы под окном», представляющая три женские судьбы, каждая из которых по-своему несчастна. Прозаик предпосылает основному тексту посвящение и эпиграф. Повесть посвящается «Всем, чья любовь – безнадежна…» Александр Блок когда-то утверждал: только влюбленный достоин звания человека. Писательница Варвара Рязанцева показывает: животная, неодухотворенная, собственническая любовь толкает ее героинь на страшные поступки в борьбе за любимого человека, что, естественно, кончается для них полным крахом. Автор этой книги – судя по всему, эрудит и энциклопедист. Это позволяет писательнице предпосылать своим повестям и книге в целом мастерски подобранные эпиграфы из стихов Алджернона Чарлза Суинберна (именно из его поэзии заимствован выразительный образ «усталой реки») или Германа Гессе. Прозаик прибегает к приему потока сознания – мы слышим мысли каждой из героинь. Перед нами три сильных характера, их объединяет любовь к одному и тому же человеку, и никому из них она, даже став взаимной, не приносит счастья. Рязанцева показывает, насколько современный человек погружен в море массовой культуры: ее героиня Марина, «высокая, статная, крупнокостная», чье «ладно сколоченное тело… при любых физических действиях наливалось веселой силой», думает и чувствует именно то, что поет «надрывным голосом Кристина Орбакайте». И взбалмошная, способная на преступление из-за пережитых унижений Марина, вложившая силу и душу в ресторанный бизнес любимого человека, и невезучая мечтательница Ольга, придумавшая себе роковую любовь и ставшая ее жертвой, и философ, вскоре ставшая доктором наук Ксения, самая старшая, образованная и мудрая из этой троицы, – все они проходят через испытания любовью. И лишь Ксения их достойно выдерживает, помогая всем вокруг, отказываясь от постельных радостей после измены любимого, удочеряя оказавшегося никому не нужным ребенка – еще одну безвинную жертву чужих любовных страстей.
Интересно: три повести Варвары Рязанцевой из этой книги по-настоящему остросюжетны и даже в какой-то степени авантюрны. В них есть все составляющие беллетристики: путешествия в экзотические страны, редкая красота героинь, неожиданные таинственные смерти персонажей. Но настоящей литературой их делают духовные поиски героев: богатый и красивый, окруженный влюбленными в него женщинами Никита отправляется в Индию, потому что понимает, что жизнь, которую он вел десятилетиями, пуста без подлинного идеала и понимания ее скрытого смысла.
А есть ли границы состраданию? Может ли оно сломать жизнь человеку, не умеющему отделить подлинное от мнимого? Варвара Рязанцева в повести-предупреждении «Аферистка» показывает – может.
Только человек, в свое время работавший в детской комнате милиции и сталкивавшийся с изуродованными судьбами несчастных детей пьющих и равнодушных к ним псевдородителей, мог написать такое произведение. Героиня повести Надя Кручинина сострадает всем и всегда, и мы видим, как ею умело манипулирует безжалостная и жадная аферистка Валентина Ланцова.
Как часто таких профессиональных «страдальцев» мы видим в вагонах электричек и метро? Щедрые и жалостливые русские люди, даже подозревая обман, все-таки продолжают поддерживать их. К чему приводит подобное сострадание показывает прозаик. Разбита и сломана, обессмыслена вся жизнь добрейшей Нади, потерявшей в финале все – и любимого человека, и усыновленного ребенка, благодаря «заботе» родной матери оказавшегося за решеткой.
В повести «Находка» в центре вновь женская судьба: провинциальная красавица Елена Чарикова, невеста известного футболиста, становится жертвой журналиста Остудина, опозорившего «королеву красоты Подмосковья» убийственной публикацией-разоблачением, лишившей ее и возлюбленного, и будущей карьеры модели.
Как всегда, симпатии автора не на стороне самоупоенного «медийного лица», а на стороне жертвы – растерявшейся, забывшей даже то немногое, что, казалось, знала и помнила с детства.
Отправившаяся на престижный курорт после трагедии Елена находит чужую рукопись, которая в дальнейшем спасает ее от пережитого позора. Писательница показывает нам: мы живем в мире мнимостей, имиджмейкеров, имиджей. Опытный человек, неделю поработав с взятой из толпы девушкой, может сделать из нее интеллектуалку, удивляющую журналистов эрудицией. Да, бессмертен «Пигмалион» Бернарда Шоу! Но чужие одежды и заимствованная у незнакомки слава не приносят Елене счастья: каждому из нас необходимо проживать собственную жизнь… И понимание этого, пришедшее к Елене внезапно, толкает ее на самоубийство. Но чужая преданная любовь нищего скромного человека другой культуры спасает запутавшуюся девушку, и она решает начать новую жизнь.
Варвара Рязанцева хорошо помнит: один из самых больших грехов в православии – уныние, и поэтому финалы ее замечательных повестей дарят нам надежду.
Опираясь душой на Господа, не забывая о культуре – отечественной и мировой, мы можем найти в себе силы выйти обновленными из самых трудных жизненных обстоятельств. Эта вера автора благодаря его таланту передается читателям.
комментарии(0)