Регионы таят много неожиданного. Фото Андрея Щербака-Жукова
В советский истории был период, когда в литературном процессе страны заметный тон задавали писатели регионов. В этом смысле особо выделялись Восточная Сибирь (Валентин Распутин, Александр Вампилов, Виктор Астафьев) и Вологодская школа (Василий Белов, Александр Яшин, Николай Рубцов, Ольга Фокина, Виктор Коротаев). Это был звездный час вологодской литературы. Сдала ли литература этого региона нынче свои позиции? Поэт и прозаик, председатель правления Ярославского регионального отделения Союза писателей России Мамед Халилов уверен в том, что и нынче Вологодчина богата яркими талантами. В связи с этим он приводит пример творчества Анатолия Ехалова и выражает надежду, что Наталья Мелехина, Дмитрий Ермаков и Алла Касецкая имеют творческий потенциал для продолжения и дальнейшего развития славных традиций региона. О творчестве последней из названных я и продолжу свой разговор.
Я благодарен судьбе, предоставившей мне возможность ознакомиться с пронзительным миром прозы Аллы Касецкой, миром, который так цепляет за живое, что слезы поневоле наворачиваются на глаза, когда остаешься наедине с ее рассказами.
Алла Касецкая родилась в Вологде. Она не только прозаик, но и поэт. В 2021 году выпустила сборник стихов «Снег пахнет небом». В 2022-м вышла небольшим тиражом ее книга рассказов о деревенском детстве «Светлылики». В 2023 году Алла Касецкая была принята в Ярославское отделение Союза писателей России. Она горда тем, что рекомендации ей дали поэтесса Ольга Фокина, писатель Анатолий Ехалов и Мамед Халилов.
Фокина принимала непосредственное участие в создании книги «Время прощать». Она первая читала все рассказы, давала советы. К сожалению, выхода сборника Ольга Александровна не дождалась. В знак признательности Алла посвятила книгу светлой памяти поэтессы.
Алла Касецкая публиковалась в журналах «Подъем» (Воронеж), «Двина» (Архангельск), «Вологодский лад» (Вологда), «Литера» (Йошкар-Ола).
Действие первого рассказа из новой книги – «Нежеланный» – идет параллельно в двух временных отрезках – начало 70-х и конец 90-х…. Начало 70-х. Леспромхоз. Молодая женщина Шурка втайне от всех решает избавиться от нежелательной четвертой беременности, поскольку уверена, что они с мужем Николаем, год назад ставшим калекой, не смогут поднять на ноги четверых детей. Она покупает у местной знахарки снадобье. После приема отвара ей ночью становится плохо. Шурка вынуждена признаться мужу в том, что она натворила. Однорукий муж-калека, понимает, что ночью не сможет найти лошадь, и решает нести жену на себе 9 км до больницы. С огромным трудом он тащит потерявшую по пути сознание Шурку. Утром санитарка сообщает Николаю, что жена жива, но ребенка врачи не спасут… Конец 90-х. Провинциальный городок. В маленькой больнице лежит в коме 20-летний парень Гришка, возле него дежурит его невеста Ольга. Парень разбился на мотоцикле. Состояние очень тяжелое. Шансов практически нет. Ночью у Гришки останавливается сердце, но врачи вытаскивают парня. Ольга вспоминает, как Гришка ухаживал за ней, как познакомил со своей большой семьей и с матерью, любящей до самозабвения своего сына. Днем у Гришки снова остановка сердца. Врачи не могут ничего сделать. В больницу приезжает мать. Она винит себя, просит у мертвого сына прощения за то, что когда-то, поддавшись минутной слабости, пыталась от него избавиться…
Алла Касецкая. Время прощать. Рассказы.– М.: Российский писатель, 2023. – 76 с. |
«Слепой музыкант» – до того целостное и законченное произведение, что его без всяких колебаний можно включить в любую антологию рассказов о любви. Это поистине своеобразный гимн сердечному влечению как таковому.
О непростой женской доле и судьбе во всей их полноте Касецкая рассказывает без излишней сентиментальности, что является одной из сильных сторон ее прозы. Это явно видно на примере рассказа «Время прощать». Анна, женщина лет 50, на старом кладбище ищет могилу отца, который ушел из семьи, когда Анне было три года. Всю жизнь она тяжело переживает разлуку с ним, обвиняет мать в том, что та не сохранила семью. Отца женщина почти не помнит, но буквально боготворит. Все, что у нее осталось от него, – это старое фото, где отец держит ее на руках. На кладбище она встречает женщину лет на пять моложе нее по имени Лидия, и та, неожиданно разоткровенничавшись, делится с Анной страшной и горькой историей своей жизни. Рассказывает о том, как ее, несовершеннолетнюю, изнасиловал пьяный отец. Анна поражена этой дикой историей, но еще больше приходит в изумление, когда выясняется, что Лидия, много лет носившая в себе тяжесть обиды, все-таки простила его. Анна не может понять и принять подобное смирение и всепрощение. Когда же Лидия достает портрет отца, чтобы прикрутить к могильному кресту, Анна с ужасом узнает на фото своего отца… Чего только не бывает в нашем жестоком мире, думается, когда размышляешь над этим рассказом.
Жизнь в людском сообществе под час опасна – смысл рассказа «Птица». 13-летняя Ритка каждый день вынуждена добираться в школу – в город, находящийся на другом берегу реки. Утром ее перевозит отец, а после уроков девчонка добирается как придется: когда деревенские перевезут, когда отца на причале дожидается. Однажды Ритка видит у причала чужой большой красивый катер. Мужчины, находящиеся на борту, предлагают перевезти ее. Наивная школьница соглашается. Рыбаки увозят ее и всю ночь насилуют, а под утро выбрасывают едва живую на берег у деревни, где ее и находят родители. От пережитого Ритка сходит с ума и начинает считать себя птицей, пытающейся улететь от своих мучителей…
Пронзительной любовью к маленькому человеку дышит рассказ «Качуля», в котором идет повествование о деревенской старухе. Ей уже так много лет, что односельчане настолько привыкли к ней, что практически не воспринимают ее как живое существо. Бабка Пелагея для них как старое дерево на опушке – вроде есть, а вроде и нет. Но писательница умудряется рассмотреть в этой высохшей древней старухе, казалось бы, давно забывшей все страсти, все мечтания, все радости жизни, память о молодости. Касецкая глубинным зрением художника обнаруживает в своей героине все то же живое сердце, живую душу… Это проявляется, когда Пелагея, проходя в безлюдное время мимо качели, садится и качается, испытывая истинное блаженство и возвращаясь в свое детство – счастливые времена, когда она была молода и полна надежд. Этот пронзительный рассказ о том, как наша черствость, равнодушие огораживают человека, заставляют его окуклиться в себе. Здесь сокрыт большой смысл, большой урок для читателя – необходимо уметь разглядывать даже в самом закрытом человеке живую душу, относиться к человеку как к образу и подобию Божьему, в котором есть все чувства, ведь только наше равнодушие и безучастие заставляют человека замыкаться в своем мирке.
В своей прозе Алла Касецкая предстает перед читателем как продолжатель традиций русской литературы с ее повышенной сосредоточенностью на проблемах, заботах и житейских драмах так называемого маленького человека. Писательница обращает внимание на судьбы современников – жителей вологодской глубинки с их очень непростыми, а порой и трагическими судьбами. В этом сказывается влияние давних традиций Вологодской школы. Как бы жизнь ни была несправедлива к героям Касецкой, они от этого не озлобляются, наоборот, в речи и поведении этих сильных духом людей негласно звучит призыв к себе и окружающим: сколько бы зла ни причинили тебе люди, не отвечай злом на зло и научись прощать! Да это трудно, но другого пути в укреплении позиций добра, человечности в подлунном мире нет. Кто-то согласится с этим, а кто-то нет, но именно такова философия мира прозы Аллы Касецкой.
Пыть-Ях, ХМАО–Югра
комментарии(0)