Вырваться из морока повседневности. Фото Владимира Захарина
Вперед и вверх
Шамбала, космос, судьба, конец света – все эти понятия играют ключевую роль в рассказах и сказках петербургского историка-востоковеда Александра Андреева. Он известен востоковедческими и буддологическими статьями и книгами, но в этом сборнике предстает перед читателем в новом амплуа. Здесь Андреев – идеалист, мечтатель, визионер, грезящий о тех самых неведомых мирах, в которых причудливым образом сочетаются устремления в звездные дали и светлое будущее с буддийскими легендами о Шамбале.
Александр Андреев. Навстречу неведомым мирам: фантастические рассказы и сказки.– СПб.: Изд-во А. Терентьева, 2022. – 344 с. |
А легкий мифологический, сказочный флёр – поиски той самой загадочной Шамбалы (или как вариант – Атлантиды) смягчают чрезмерный материализм советской фантастики и еще больший сциентизм современности.
Но серьезные буддологические штудии автора заметны и в прозе Александра Андреева. И все же Андреев реалист, в большинстве его произведений отчетливо проступает, а то и прописан прямо скепсис и разочарование от несбывшихся утопических надежд и иллюзий. Герои произведений Андреева постоянно сетуют на выродившееся человечество, уничтожающее собственную планету алчностью, хищничеством и варварским отношением к природе и друг к другу.
И все же автор не только пессимист, он настроен хоть и скептически, но позитивно. Потому и посвящена его книга «тем, кто устремлен в будущее».
Сам Андреев говорит, что главная цель его рассказов и сказок – это «побудить читателя задуматься о высшем смысле человеческой жизни, то, о чем люди, как правило, не думают и не говорят, ибо погружены в повседневный, довольно однообразный и хаотичный быт – семья, работа и разного рода развлечения. Это, по сути, главные составляющие жизни современного человека. Но есть в нашей жизни нечто большее – Космос, открывший для земного человека новый экзистенциальный смысл».
То есть автор, пусть мягко и деликатно, но призывает читателя к тому же, к чему взывали все мятежники и бунтовщики всех времен. Александр Андреев агитирует нас, своих читателей, сбросить морок обывательской повседневности, выйти из сансары-матрицы, рвануть вперед и вверх, пробудиться…
Никого не жаль
Остап Стужев. Золотые пилигримы: Роман. – М.: У Никитских ворот, 2023. – 352 с. |
Стиль автора узнаваем – чуть длиннее среднего предложения с немного усложненными деепричастными оборотами, органичные переходы от авторского повествования к прямой речи, постоянные вкрапления иностранной речи героев с переводами в сносках.
Стужев так выписывает своих персонажей, что ни на кого из них не повесишь уверенно ярлычка положительного или отрицательного героя. Но не потому, что они плоские, серые, незначительные – напротив, они буйно живы, остро чувственны, ярко деятельны. У многих непростое, а то и драматическое прошлое, богатый жизненный опыт. И главное – яркая палитра разнообразных чувств, эмоций и мотивов – то есть «всё как у людей». Как у обычных, живых и настоящих людей, а не вымышленных книжных героев.
В конце повествования автор, как и Шекспир, мало кого оставляет в живых или тем более счастливых – но никого из потерпевших крах надежд совсем не жаль. Отчетливо ощущаешь, что каждый из героев драмы пожал именно то, что сеял много лет, получил свой кармический расчет. И, что самое забавное, и сами проигравшие будто бы понимают то же самое и не ропщут на судьбу.
комментарии(0)