0
2472
Газета Проза, периодика Печатная версия

10.01.2024 20:30:00

Петит

Тэги: проза, политика, фантастика


проза, политика, фантастика Вырваться из морока повседневности. Фото Владимира Захарина

Вперед и вверх

Шамбала, космос, судьба, конец света – все эти понятия играют ключевую роль в рассказах и сказках петербургского историка-востоковеда Александра Андреева. Он известен востоковедческими и буддологическими статьями и книгами, но в этом сборнике предстает перед читателем в новом амплуа. Здесь Андреев – идеалист, мечтатель, визионер, грезящий о тех самых неведомых мирах, в которых причудливым образом сочетаются устремления в звездные дали и светлое будущее с буддийскими легендами о Шамбале.

1-13-11250.jpg
Александр Андреев. Навстречу
неведомым мирам:
фантастические рассказы
и сказки.– СПб.: Изд-во
А. Терентьева, 2022. – 344 с.
Андреев унаследовал и почти без изменений передал в своем творчестве чаяния и прозрения советской фантастики, поиски новых миров и братьев по разуму, утопические, как мы (но не автор!) сегодня видим, надежды на идеальное общество будущего. Прямые отсылки и даже цитаты из классиков, например из Ивана Ефремова, встречаются во многих его текстах. Стиль прост и незамысловат, почти по-детски наивен, но это, пожалуй, даже хорошо. Для читателя, объевшегося «чужими» всех возможных видов и родов, незамысловатые рассказы Андреева могут стать своего рода отдушиной, воспоминанием о детстве.

А легкий мифологический, сказочный флёр – поиски той самой загадочной Шамбалы (или как вариант – Атлантиды) смягчают чрезмерный материализм советской фантастики и еще больший сциентизм современности.

Но серьезные буддологические штудии автора заметны и в прозе Александра Андреева. И все же Андреев реалист, в большинстве его произведений отчетливо проступает, а то и прописан прямо скепсис и разочарование от несбывшихся утопических надежд и иллюзий. Герои произведений Андреева постоянно сетуют на выродившееся человечество, уничтожающее собственную планету алчностью, хищничеством и варварским отношением к природе и друг к другу.

И все же автор не только пессимист, он настроен хоть и скептически, но позитивно. Потому и посвящена его книга «тем, кто устремлен в будущее».

Сам Андреев говорит, что главная цель его рассказов и сказок – это «побудить читателя задуматься о высшем смысле человеческой жизни, то, о чем люди, как правило, не думают и не говорят, ибо погружены в повседневный, довольно однообразный и хаотичный быт – семья, работа и разного рода развлечения. Это, по сути, главные составляющие жизни современного человека. Но есть в нашей жизни нечто большее – Космос, открывший для земного человека новый экзистенциальный смысл».

То есть автор, пусть мягко и деликатно, но призывает читателя к тому же, к чему взывали все мятежники и бунтовщики всех времен. Александр Андреев агитирует нас, своих читателей, сбросить морок обывательской повседневности, выйти из сансары-матрицы, рвануть вперед и вверх, пробудиться…

Никого не жаль

1-13-12250.jpg
Остап Стужев. Золотые
пилигримы: Роман. – М.:
У Никитских ворот, 2023. – 352 с.
В романе Стужева множество разнообразных героев: крупные игроки международного уровня, мафиози, разведчики, бандиты и «оборотни-в-погонах». Плюс алчность и щедрость, преданность и предательство, похоть и любовь. И, конечно же, так называемая Очень Большая Политика.

Стиль автора узнаваем – чуть длиннее среднего предложения с немного усложненными деепричастными оборотами, органичные переходы от авторского повествования к прямой речи, постоянные вкрапления иностранной речи героев с переводами в сносках.

Стужев так выписывает своих персонажей, что ни на кого из них не повесишь уверенно ярлычка положительного или отрицательного героя. Но не потому, что они плоские, серые, незначительные – напротив, они буйно живы, остро чувственны, ярко деятельны. У многих непростое, а то и драматическое прошлое, богатый жизненный опыт. И главное – яркая палитра разнообразных чувств, эмоций и мотивов – то есть «всё как у людей». Как у обычных, живых и настоящих людей, а не вымышленных книжных героев.

В конце повествования автор, как и Шекспир, мало кого оставляет в живых или тем более счастливых – но никого из потерпевших крах надежд совсем не жаль. Отчетливо ощущаешь, что каждый из героев драмы пожал именно то, что сеял много лет, получил свой кармический расчет. И, что самое забавное, и сами проигравшие будто бы понимают то же самое и не ропщут на судьбу.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
504
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
516
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
1079
Коты – они такие звери

Коты – они такие звери

Сергей Долгов

Женский ответ Фету, аппетитный снег и рулон разговора

0
172

Другие новости