Танцевать нужно обязательно, и лучше всего – что-то необычное. Валентин Серов. Анна Павлова в балете «Сильфиды». 1909. Русский музей |
«...труппа выезжала на большие гастроли в Южную Америку. Нас возили в Министерство культуры для напутствия от Фурцевой, вели беседы с молодежью наши старшие партийные товарищи. А напоследок собрали коллектив в театральном зале для встречи с «дядей Васей», как окрестили «искусствоведа в штатском», а проще – работника КГБ. Он каждый раз наставлял выезжающих за рубеж, как себя вести. Говорил о провокациях, террористах, о том, чтобы держали ухо востро.
– А что делать, если начнут стрелять? – спросила простодушная молодая балерина.
Ответить «искусствовед» не успел. Виолетта без малейшего сомненья усмехнулась:
– Танцуй, пока не убьют».
Конечно, великолепная Виолетта Бовт, по своему обыкновению, шутила. И в этом документальном рассказе никаких криминально-балетных ужасов не происходит. Зато в художественных рассказах Павла Козлоффа страсти с летальным исходом кипят со страшной пузырящейся силой. И в лирических его стихотворениях, при всей их необычайной душевности и даже, выражаясь языком прогрессивной молодежи, кавайности – мрачная тень преследует лирического героя неустанно. Она коварно таится под ногами в виде переломочреватых тротуарных плит, она принимает вид инфернального трамвая, в падении с которого умещается вся жизнь, она сквозит в осеннем холоде, пребольно ранит со страниц и партитур классиков, которых чувствительный почти до бескожности рассказчик Козлоффа любит отчаянно и потому мучается с каждой буквой и нотой... Она просто каждую секунду напоминает о том, что жизнь человека по природе своей скорбна и конечна. Но это не повод не танцевать. Даже наоборот. Танцевать в такой ситуации нужно обязательно. И лучше всего – что-то необычное.
Павел Козлофф. Танцуй, пока не убьют СПб.: Алетейя, 2023. – 258 с. |
В новую книгу Козлоффа вошли старые и новые прозаические и поэтические тексты. Читателя ждет множество замечательных зарисовок природы и города (Павел Козлофф – один из немногих современных поэтов, кто благополучно продолжает винтажный жанр пейзажной лирики), философские миниатюры, мистические убийства, балетный быт, шокирующие подробности личной жизни кошки Матильды, поучительная история из жизни потомков пришельцев с альфы Центавра... И вы ни за что не догадаетесь, с чем Павел Козлофф сравнивает синицу во фритюре – да еще так, чтобы получилось совершенно серьезно и пронзительно.
комментарии(0)