Санкт-Петербург – реальный и мифический. Иллюстрация из книги
Городские сказки – совершенно особый жанр. И сочиняют их люди, способные чувствовать и воспринимать потайные миры подворотен, чердаков и подвалов. Те, кто разговаривает с памятниками и уличными котами, понимает сигналы городских голубей, языки атлантов и сфинксов. И выстраивает чудеса как мозаику из кусочков разноцветной смальты, складывает истории колодой Таро… У Мелалики получился удивительный цикл сказок, сплетенный в единое полотно. Автор пишет – это книга о любви. Да, о любви к Санкт-Петербургу и его жителям, настоящим и потусторонним. «Я сбавляю шаг, затем сажусь на ближайшую ко мне скамейку и наблюдаю за троицей. Мне начинает казаться, будто меня здесь и нет. Я – пыль, прах земной, а они – столпы и основы, но не только этого города, а те, на которых держится мироздание, которое они ежесекундно делают настоящим только своим в нем присутствием».
Мелалика Невинная. Андрюха, у нас... Роман.– М.: Дрим Менеджмент / Cityhaze, 2023. – 256 с. (Городские сказки). |
«– Просто именно сейчас мне рано становиться Хранителем.
– То есть ты остаешься наблюдающим?
– Не дождетесь, – ехидно усмехается он и встает со скамейки. – Я – наблюдающий, и слово мое крепко. А кто хочет это оспорить, пусть жалуется в вышестоящие инстанции».
Пространство городских мифов, созданное Мелаликой, затягивает с первых страниц. Хочется гадать на книге – кого встретишь в следующей главе. Раскольникова или Распутина, Пиковую даму или Петра I, Матильду Кшесинскую или Ксению Петербуржскую, ангела или беса. Все смешивается в доме Облонских – домовые штурмуют Смольный, чтобы убедить городские власти навести порядок на улицах, зайцы объявляют Заячий остров своей территорией, «Бесы Достоевского» оккупируют Ротонду и исполняют там желания, но с подвохом. Все привязано к карте и размечено поквартально – хоть води экскурсии по книге и восстанавливай хронологию событий. Чувствуется, что автор не просто знает и любит свой город, но и чует его нутром, мифологические существа действительно для него реальны. Петербуржцам понравится – тут и аптека Пеля, и Инженерный замок, и особняк Брусницына, и Апраксин двор. И про каждый культурный объект найдена его собственная аутентичная история. А пояснительные статьи после каждой главы помогают сориентироваться в книге даже тем, кто в Питере еще никогда не был.
«– Андрюха, у нас домовые Смольный взяли! – сообщаю я напарнику, когда тот является на мой зов.
– А почту, телефон и телеграф? – усмехается он.
– Насчет телеграфа не знаю, но их официальный телеграм-канал пишет, что администрация Санкт-Петербурга полностью перешла под контроль домовых. По крайней мере на тонких слоях».
Плотность центона зашкаливает – пасхалки и отсылки возникают на каждой странице, и попытки разобрать, откуда взялась цитата, лишь еще больше запутывают читателей. Есть очевидные вещи вроде отсылок к Толкиену и Джоан Роулинг, Шекспиру и Пушкину, есть парафразы сетевых мемов и анекдотов, есть и самоцитаты – Мелалика создает фантастический яркий пэчворк, и любой лоскуток в нем смотрится органично.
«Я колеблюсь, а голограмма продолжает:
– Если вы ничего не успели нажать, бегите, глупцы!»
Особый колорит книге придают рисунки Ксении Рыжиковой.
Резюмируя – перед нами идеальная Городская Сказка, захватывающее путешествие по тайнам и чудесам Петербурга. Можно начинать читать с любой главы и втянуться в историю, как пушинка в водоворот. И обнаружить себя в Кафе-на-Перекрестке, где исполняются желания, купить лампу у джинна, попросить заступничества у Ксении… Питер с нами, и он не оставит своих.
комментарии(0)