В этой книге судьба Анастасии Цветаевой открывается по-новому. Фото с сайта www.goskatalog.ru |
Ценным для читателя представляются сами тексты, выбор которых осуществлен составителем – литературным секретарем и редактором писательницы Станиславом Айдиняном. И дело не только в том, что размещенные в восьми частях книги произведения большей частью публиковались в 1980–1990-е лишь в периодике, малодоступной на сегодняшний день, а некоторые и вовсе предстают перед читателем впервые. Важно, что очень многое воспроизведено по прижизненным авторским рукописям с учетом их полного объема, а также правок и примечаний писательницы.
Главная логическая и хроникальная линия книги определена движением от воспоминаний внучки писательницы Ольги Трухачевой и Станислава Айдиняна, столь родных и родственных по духу Анастасии Ивановне людей, – к воспоминаниям о тех, кто так много значил в судьбе писательницы, к ее опытам самоопределения через вопросы религии и – шире – духовности, к оценкам собственного творчества и творчества других, событий давних, но незабвенных. Завершается эта немалая книга краткими текстами, ставшими приветствиями, обращениями к современникам, живущим в 1970-х – начале 1990-х. Получился том энциклопедического характера, продолжающий и развивающий многие темы лучшей, на мой взгляд, двухтомной мемуарной книги XX века – «Воспоминаний» Анастасии Цветаевой и ее же последнего прижизненного сборника очерковой прозы «Неисчерпаемое», книги «Мастер волшебного звона» и др.
Новое открывается и в знакомых произведениях, благодаря их сближению-соседству с другими. Так, вторая часть книги начинается с главы «Мой путь к религии», а завершают ее размышления о животных «Непостижимые» и эссе «Мы никогда не бываем одиноки». Другой внутренний сюжет образуют главы «Разруха», «После Марины», «Родные сени» – рассказанная в них в история одного утраченного дома Марины в Борисоглебском сменяется историей неожиданного обретения другого, преображенного, но памятного дома в Первом Казачьем переулке, того самого дома, в котором Марина, Сергей и их маленькая дочь Аля были счастливы в 1913 году. И дальше – «Поиск прошлого» и «Маринин дом в 1980 году»: радость возвращения и сохранения уже для всех нас дома в Борисоглебском, ставшего музеем.
Анастасия Цветаева. Букет полевых цветов / Сборник очерков, откликов, статей, эссе, рецензий.– М.: Серебряные нити, 2023. – 480 с. |
Герои произведений, включенных в издание, это тоже история XX века с ее страданием, болью, высотой духа, любовью к «искусству при свете совести». Среди них Иван Цветаев, Марина Цветаева, Максимилиан Волошин, Максим Горький, Борис Пастернак, Тихон Чурилин, Николай Бердяев, Осип Мандельштам. С не меньшим сердечным участием, благодарностью и желанием успеть передать «драгоценные достоверности» судеб читателю написала Анастасия Цветаева и о своем сыне Андрее Трухачеве, подругах Майе Кювилье-Кудашевой-Роллан, Евгении Куниной, Марии Кузнецовой-Гриневой, Раисе Ширвиндт. Удивительное сомыслие и сопереживание обнаруживала писательница, откликаясь на творчество других: художников Олава Марана, Ирины Бржеской; поэтов Рюрика Ивнева, Евгения Винокурова, Валерия Исаянца.
Пристальный критический взгляд автора на исследования, открывшие дорогу цветаеведению, ее обращения, поддерживающие общественное внимание к цветаевским музеям, любовь к литературе, также обозначены в книге.
Разные по свойствам тексты, в том числе рецензии на книги о деятелях науки, в «Букете полевых цветов» объединяет и поддержанный общим заглавием призыв ценить естественную, простую радость земной жизни, принимать ее во всей пестроте цветов и оттенков и стараться передать другим через образы людей и поэтическую мелодию прозы. Сохраненный в произведениях авторский курсив помогает услышать важнейшие смысловые акценты, живую интонацию Анастасии Ивановны.
Богатое по содержанию издание внутренне свободно по темам и композиции – оно не обрекает на последовательное чтение. И при этом оно позволяет ощутить глубину мировоззрения, многогранность интересов и творческих свершений прежде всего самого автора – личности не менее эпохальной, хотя и, безусловно, иной, чем ее сестра Марина Цветаева.
Вологда
комментарии(0)