0
4829
Газета Проза, периодика Печатная версия

26.04.2023 20:30:00

Пешком через пол-столицы

Совсем не взрослый писатель-философ

Тэги: владимир кантор, федор степун, философия, проза, детство, ссср


владимир кантор, федор степун, философия, проза, детство, ссср И вот ты уже дядечка, а все еще чувствуешь себя ребенком. Аристарх Лентулов. Дети с зонтиками. 1912. Частное собрание

Автор этой книги влюблен. Влюблен остро и интимно. Влюблен в известного философа и публициста первой волны Русского зарубежья Федора Степуна, творчеству которого посвятил немало своих трудов. Может быть, поэтому, как и у автора «Бывшего и несбывшегося», у почтенного профессора Высшей школы экономики не менее широкий взгляд и разнообразные интересы. Помимо истории философии, исследований в области литературоведения Владимир Кантор пишет художественную прозу и притом успешно. Напомню, что его «Крокодил» был переведен и опубликован на итальянском, польском и эстонском языках. Готовится его чешское издание. (Впрочем, Степун также был автором романов).

Новая книга прозы Кантора состоит в основном из во многом автобиографических историй, охватывающих весь жизненный путь, от рождения в еще военной Москве до жизни в Москве уже постсоветской («Выживание», «Язычница», «Жизнь как необходимость бреда»). Также в нее вошел цикл фантасмагорических новелл-снов «Мутное время» и рассказов, не связанных с личным опытом автора («Библиофил», «Милицейская фуражка», «Стоп-кран»), тем не менее также прекрасно передающих атмосферу эпохи, культуру повседневности.

В них герои оказываются в разных непростых ситуациях. В «Черточке» первоклассник Петя сталкивается со вспыльчивой учительницей Лидией Ивановной, преподающей по отвлеченным схемам и не желающей видеть индивидуальные особенности своих учеников. В «Не пускайте зло в свой дом» тринадцатилетнему подростку, оставшемуся дома одному с беременной мамой, приходится сопровождать ее в роддом, а потом пешком (нет карманных денег) через пол-Москвы идти к бабушке, сообщить о случившемся. А в уже упомянутом «Библиофиле» (дебютный рассказ писателя) описана рассыпавшаяся дружба между двумя студентами.

14-14-11250.jpg
Владимир Кантор. На сгибе
бытия. Тридцать рассказов. – М.;
СПб.: Центр гуманитарных
инициатив, 2022. – 480 с.
Думается, притягательность канторовской прозы не в последнюю очередь связана с тем, что автор сохранил детскую непосредственность, в том числе и в новеллах, героями которых оказываются взрослые (а зачастую и пожилые люди). По собственному признанию, «уже и в 60 лет я иногда удивлялся, думая о себе в третьем лице, что он, как большой, что его слушают, что он ездит по миру, что к его словам всерьез относятся, уважают его знания, справляются с его мнением. Будто он взаправду понимает, что к чему. А самоощущение, что он совсем не взрослый».

Одновременно Кантор выступает как тонкий психолог и внимательный к деталям художник (последнего в прозе не был лишен и Степун). Вот, например, портреты-характеристики покупателей букинистического магазина начала 60-х годов минувшего века, в котором наряду со спекулянтами-перекупщиками и знакомыми продавцов («которым что-то доставалось из-под прилавка») «рядом также тянули свои шеи другие покупатели: юные девушки, искавшие современную поэзию (то есть тогдашнюю троицу лидеров – Е. Евтушенко, А. Вознесенского и Р. Рождественского); (…) юноши с изможденными лицами, пытавшиеся найти мудрость в философском идеализме, лучше всего в восточной, практически недоступной в те годы мистике; (…) наконец, случайные посетители, попавшие в этот книжный мир, руководимые не любовью к книге, а назойливым каким-то любопытством к непонятному. Рядом со мной как раз примостился такой дядечка со слезящимися, красными, наверно, конъюнктивитными глазками и длинным носиком, который он совал с бесцеремонным любопытством в каждую книгу, которую я просил для просмотра».

Любит автор «Крокодила» и парадоксальные утверждения, сдобренные здоровой иронией. Не зря он приводит (интертекстуальность и постмодернизм никто не отменял!) слова известного писателя: «Детей нужно баловать. Только тогда из них вырастают настоящие разбойники». Вероятно, без юмора нельзя прожить, когда неожиданно для себя оказался на сгибе бытия.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2790
Дух не терпит пустоты

Дух не терпит пустоты

Надежда Ажгихина

Самые острые вопросы Виктория Полищук обнажает с афористичной простотой

0
1524
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
1470
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
1933

Другие новости