Нина Орлова-Маркграф. Простить Феликса: повести и рассказы.– М.: Рипол классик, 2021. – 388 с. |
Чужое и чуждое нам, сегодняшним горожанам, прошлое… Может ли оно взволновать читателя ХХI столетия? Сборник повестей и рассказов Нины Орловой-Маркграф убеждает: может. Интерес к прошлому нашего Отечества в последнее время только обостряется. О жизни в тылу, на Енисее, в алтайской глубинке в 1941–1956 годах, казалось, написано немало. Имена Виктора Астафьева и Валентина Распутина говорят сами за себя. Но есть новая грань в прозе Нины Орловой-Маркграф: многонациональная Сибирь прирастает еще одним этносом: русские спецпереселенцы разных поколений из расформированной в 1941 году немецкой поволжской республики, живя и трудясь на этой земле, завоевывают полное право называться сибиряками.
В заглавие книги вынесено имя одного из героев, персонажа отнюдь не положительного – бригадира рыболовной бригады осеннего и подледного лова на Енисее Феликса. Звучат имена главных действующих лиц и в названиях еще нескольких новелл – «Плакальщица Нюся», «Дусик», «Стюрины холмики», «Всё, как оно было, или Лёня Спас». Именно галерея оригинальных образов героев, сильных и ярко воссозданных писательницей характеров, надолго остающихся в памяти, – важнейшее достоинство этой талантливой книги.
Нина Орлова-Маркграф открывает главное в своих героях – дар сказительницы-плакальщицы у маленькой Нюси, подвиг материнской памяти у Стюры («Стюрины холмики»), потерявшей на войне шестерых сыновей и воссоздавших их могилы рядом с родным домом, самоотверженный инстинкт защитника малых сих у изуродованного войной полунемого Лёни («Всё, как оно было, или Лёня Спас»).
Вызывает сердечный отклик неубитое советской властью соборное начало в душах деревенских жителей, готовых всем миром защищать трогательные могилы-холмики, устроенные безутешной матерью-христианкой, искать и оплакивать утонувшего в соседней реке мальчишку, восхищаться талантом юной плакальщицы, умеющей высказать то, что на душе в самые печальные минуты прощания с близкими.
В живых диалогах, точных, немногословных описаниях, психологически убедительных внутренних монологах и потоке сознания героев раскрывает писательница их душевную смуту и романтический полет, печали и радости.
Еще одна интересная особенность этой прозы – особое внимание к детству героев. Даже если перед нами проходит вся жизнь человека, вплоть до его смертного часа, мы замечаем: уже в раннем детстве проявляется важнейшая черта характера, его ценнейшее зерно, которому суждено прорасти и развиться в зрелые годы.
Так, шестилетний деревенский мужичок из новеллы «Глиняный парень» всерьез озабочен бедами и радостями окружающих его сельчан. Не ожидая от взрослых благодарности и поддержки, он стремится сам помочь дорогим его маленькому ранимому сердцу людям в важных и трудных вопросах бытия: бездетной неюной паре родить долгожданного ребеночка. С этой просьбой он приходит к местному лекарю-ведуну, в помощь которого не верит усталый от жизни муж-фронтовик его любимой родственницы.
Нина Орлова-Маркграф больше известна как поэт и переводчик. Но эта книга – совсем не проза поэта в обычном понимании этого термина. Писательница, безусловно, опирается на свое особое, поэтическое чувство слова: книга богата уникальными пословицами и поговорками, услышанными в глубоком детстве, проведенном в сибирской деревне.
Перед нами философская этнографическая проза, добавляющая новые краски к хорошо известной мировому сообществу книге философа и культуролога Георгия Гачева «Национальные образы мира: Германия». Нам открывается новое знание о русских немцах, веками живущих рядом с русскими людьми, но так и не поглощенных мощным русским миром, сохранивших свою самобытность и менталитет.
При этом главная движущая сила в этой прозе – Любовь. Именно ей дано преодолевать все национальные, социальные и возрастные границы, именно ей, по тайной мысли автора, покоряется мир. И каждая из остросюжетных новелл Нины Орловой-Маркграф, вошедших в ее новую книгу, убеждает нас именно в этом.
комментарии(0)