Здесь тоже можно и нужно служить России. Кузьма Петров-Водкин. Бириби. Африка. 1907
Просто так ударные дроны не прилетают. И бойцы российских ЧВК не отправляются за тридевять земель по личному капризу, чтобы развеять нежданно-негаданно нахлынувшую грусть-тоску. А уж чтобы эмиратские коммандос вдруг покинули родной Персидский залив и полетели через океан в вечно раздираемую гражданской войной Сомали, должно произойти нечто из ряда вон выходящее. Одно из двух: или последовало повеление эмира, ослушаться которого, будучи в здравом уме, не посмеет ни один подданный, или… так пожелал Иван Иванов, автор авантюрной дилогии «Дети империи».
В первом романе проекта, изданном не только в России, но и в переводе на английский язык в Индии, героев вызволил из безнадежного положения угандийский спецназ. Конфликт, в который они угодили, был драматичным и остросюжетным, но локальным. Он ограничивался Африканским континентом, вернее его южной частью. Во втором романе, следуя законам жанра, на долю протагонистов выпадают более тяжкие испытания, а бороться им приходится с противниками, могущество которых распространяется далеко за пределы Африки. Описываемые события разворачиваются на четырех континентах: в Москве, Катаре, Абу-Даби, Бразилии, Колумбии, на Мадагаскаре и в Сомали.
На первый взгляд роман представляет собой не более чем замысловато закрученный боевик с неожиданной развязкой, где читателя развлекают знойной экзотикой и предлагают угадать, как сумеет выпутаться из безвыходного положения главный герой – Дмитрий. В прологе он предстает в последние мгновения перед расстрелом, когда, казалось бы, уже ничто и никто не в состоянии спасти его жизнь: «На шершавой поверхности стены, в сантиметрах от его глаз застыл крупный африканский муравей размером с российского таракана. Под ярким светом можно было без труда разглядеть блестящее шарнирное тело, пружинистые ножки, беспокойные усики и даже тоненькую подковку челюстей. Постояв несколько секунд, муравей деловито двинулся вверх. Он бодро бежал, не замечая впадин и неровностей, и вскоре скрылся из глаз где-то на крыше. – Вот бы и мне так: легко и просто, – с тоской подумал Дмитрий». Увы, человек – не насекомое. В соответствии со строгими законами жанра обрести свободу Дмитрию удастся лишь в последней главе.
Что ж, само по себе уже немало. Российская массовая литература не балует почитателей произведениями приключенческого жанра, со знанием дела написанными на африканском, латиноамериканском, арабском материале. Автор, один из основателей международного еженедельника «Эхо планеты», разбирается в заморской жизни досконально, что радует. В конце концов книги создаются, чтобы узнавать что-то новое, пусть и не обязательно сиюминутно полезное. Почему бы не научиться различать правильный латиноамериканский и аравийский кофе, даже если предпочитаешь чай? Что плохого, если будешь знать толк в сигарах, даже если никогда не брал в рот сигарету? Все это по-своему любопытно, не говоря уже о вдохновенно описанной ночи любви бельгийского ювелира с пышногрудой колумбийской «чикитой».
На самом деле автор совсем не так бесхитростен и прямолинеен, как представляется после прочтения первых страниц. Роман-боевик, закинув вкусную сюжетную приманку, то и дело сворачивает и петляет среди тем, которые сложно назвать простыми и очевидными. Он многослоен, а его жанр скорее можно назвать сложносоставным. На поверку текст оказывается сплавом вымышленных событий с реальными, своего рода познавательным кроссвордом, поучительным путеводителем по хитросплетениям мировой политики XX и XXI столетий. Такой подход, соединяющий воедино художественную и документальную прозу, требует от читателя эрудиции, прежде всего в истории и географии. Это игра на другом уровне.
Иван Иванов. Дети империи. Быть может все.– М.: У Никитских ворот, 2022. – 184 с. |
Советским временам посвящены едва ли не самые запоминающиеся и проникновенные страницы романа. Сидя в убогом сомалийском узилище, главный герой подробно вспоминает свое детство. Для многих эта ностальгическая ретроспектива окажется не менее занимательной, чем экскурсии по притонам Рио-де-Жанейро и сокровенным уголкам дворца колумбийского наркобарона.
Дмитрий – отпрыск видного деятеля советской элиты. Его дедушка разработал технологию передвижки зданий, во время Великой отечественной руководил возведением защитных сооружений, созданием и установкой противотанковых ежей, после войны развивал коммунальное хозяйство Москвы. Члены его семьи знали истинное положение и настроения, царившие в высших кругах, лично участвовали в судьбоносных для страны событиях. Сталин, Каганович, Косыгин, Брежнев были для них людьми из плоти и крови, а не глянцевыми образами с парадных портретов в «Огоньке».
Близость к верхам предполагала не только привилегии: «В тот день, когда дедушки не стало, случилось мистическое событие. Все четыре семьи пчел, в одночасье собравшись в рои, безо всяких видимых причин улетели с родного участка. Впоследствии в самом улье нашли смазанный и заряженный револьвер. – Папа говорил мне, что так просто он не сдастся, – рассказал Дмитрию отец. – А последнюю пулю он оставлял для себя». Невыдуманная история, как и многое в этой книге.
Потомки обмельчали. Они пришли на готовое, а свое особое положение принимали как должное. Дмитрий не давился в очередях за колбасой и туалетной бумагой, не зяб ночами в надежде раздобыть билетик в популярный театр, не нервничал по поводу распределения после института. Он жил беззаботной жизнью советского плейбоя, тусуясь с такими же представителями золотой молодежи: престижный вуз, изучение иностранных языков, дача в Переделкине, автомобиль с шофером, виртуальная эротика от «Совэкспортфильма» и реальная на Московских кинофестивалях, куда слетались доступные для журналистов польские и французские старлетки… В общем, да здравствуют крепкий кофе, душистые сигары и разнообразный секс! Но что-то от легендарных несгибаемых предков в новом поколении осталось. Оно не забыло полностью про государственные интересы, словно продолжая служить исчезнувшей империи всюду, куда забрасывала судьба, будь то Персидский залив или африканская саванна.
комментарии(0)