Толпа, особенно окололитературная, обожает интимные подробности. Жан-Оноре Фрагонар. Любопытство. 1767–1771. Лувр, Париж |
Его стиль узнаваем – в его буквы погружаешься как во что-то давно знакомое, и потому не покидает ощущение дежавю. О да, мы стилистические антиподы, и далеко не все, что пишет Сенчин, мне близко. И крайне неблизко то, что на страницах «Русской зимы» он раскрывает собственную частную жизнь столь интенсивно, в лоб – ощущение, будто подглядываешь в замочную скважину, не покидает. Некоторые абзацы пролистываются «на ускоренной перемотке», многое читается по диагонали: оказывается, просто не хочу интимных, как и кухонно-литературных подробностей, – все это неинтересно. Читая зимнего Сенчина, пожимаешь плечами: что вышло бы, если б я написала подобный автобиотекст? Смогла ли б отдать его на растерзание чужим? Быть открытым толпе, выходить к ней с открытым забралом – нонсенс: для чего? Да еще толпе ядовито-окололитературной, которая во все-то сует непомерно длинный нос.
Но автор решил иначе, и это его право – и лево: рассматривать историю глазами условных Серафимы Булатович и Олега Свечина, они же в реальности популярный драматург Ярослава Пулинович и писатель-лауреат Роман Сенчин.
Впрочем, публика-дура часто приветствует подобные раздевания, но это не показатель ее «правоты»: мне, например, хочется просто закрыть за персонажами дверь, оставив их наконец наедине, – и очистить от банальных литпьянок, которыми кишит текст. А вот, кстати, как лаконично и емко автор передает состояние героини в начале: «Если отсечь мелочи, то ее все в жизни устраивает. Правда, эти мелочи не отсекаются. Тормошат, колют, душат» – и в этой детали весь Сенчин-наблюдатель. Он ведь совсем не Уэльбек, он работает в условном чеховском русле, более чем традиционном, как традиционно скучны, а нередко и мерзки печали и печальки пресловутого маленького человечка – попытки же смотреть ниже пояса легко оставить за скобками или написать о плотских утехах действительно с кайфом, а не просто констатировать то или это.
Роман Сенчин. Русская зима: Повести.– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022. – 448 с. (Новая русская классика). |
Итак, две истории бегства – две экс-жизни лютой русской зимы от Романа Сенчина: читаем.
комментарии(0)