Им было мало поклонения, они захотели человеческих жертв. Рельеф дворца царя Ашшурнасирпала II. Приблизительно 884–859 годы до н.э. Британский музей. Лондон
В настоящее время нужно очень сильно постараться, чтобы найти в области фантастической литературы оригинальный сюжет. Обилие книг многочисленных авторов покрывает все поле возможных решений. Как говорится, все уже украдено до нас… Однако Дмитрий Володихин очень сильно постарался и выпустил роман с довольно оригинальным сценарным решением. Он совместил популярный жанр космической оперы с малоизвестным жанром криптоистории.
Роман замыкает собой маленький авторский цикл, который условно можно обозначить как «Марсианская археография» (термин Володихина). Цикл включает также рассказ «Не убий» (в соавторстве с Анной Федорец), повесть «Львенок из Эшнунны». Подоплека цикла такова. Человечество наконец-то приступило к освоению Солнечной системы. Высадившись на Марсе, земляне находят останки местной цивилизации. Человеческой цивилизации. Если конкретно – шумерской. Справившись с потрясением, ученые начинают разбираться с этой загадкой. Появляется новая наука – марсианская археография.
Благодаря сохранившимся источникам постепенно выясняется история марсианской цивилизации. Все началось за 5 тысяч лет до Рождества Христова, когда к правителю города Эшнунна (одному из сыновей последнего правителя царства Алларуады, носящему прозвище Львенок), осажденному воинственными соседями, явились «светозарные» существа, назвавшиеся древними богами Шумера, и предложили безопасное убежище. Взамен людям нужно было только поклониться «светозарным» и признать в них богов. Сделка показалась выгодной и правителю, и народу; между жителями Эшнунны и «светозарными» был заключен договор – завет. Население целого города-государства было перенесено на Марс, где получило подземные убежища (позже названные «бункерами»), концентраторы кислорода и сложнейшую агротехнику. Но через пятьдесят лет «светозарные» заявили, что договор должен быть пересмотрен. Им стало мало простого поклонения, они потребовали себе человеческих жертв и полной власти над душами людей. Царь возмутился, разорвал завет и объявил своих подданных свободными от договора. Его убили, но своей смертью он сумел искупить совершенную ошибку – заключение договора с выходцами из Бездны. Начинается война между его сторонниками и последователями завета, которая продлилась несколько тысячелетий и привела в итоге к взаимному уничтожению. После чего на Марсе снова появляются люди. Прилетевшие на космических кораблях.
Дмитрий Володихин. Штурм бункера: Роман.– М.: Снежный Ком М, 2021. – 292 с. |
Свежесть литературного решения Володихина состоит, во-первых, в том, что человечество сталкивается со следами не чужой инопланетной цивилизации, а со своей собственной, только альтернативной. А это сам по себе сильный ход. И, во-вторых, чтобы обосновать существование своей версии реальности, автор вводит в него сакральные силы. Не магические, не волшебные, а именно сакральные. Не драконов, эльфов и магов, а силы Неба и Бездны. Бесы соблазняют население целого города-государства, чтобы потом использовать их как неиссякаемый пищевой ресурс. Бог принимает искупительную жертву Львенка из Эшнунны и дает его последователям Благодать для жизни и борьбы со сторонниками «древних богов».
Странно. Необычно. Рискованно.
Современный мир не только глобализирован, но и до предела секуляризирован. В нем почти не осталось веры. Две великие революции – сначала французская, потом русская – перепахали общественное сознание и сделали светскую культуру доминирующей. В этих условиях нужно обладать определенной твердостью убеждений, чтобы строить на религиозном допущении произведение в жанре фантастики. В последний раз это удалось Михаилу Булгакову. И сколько мытарств испытал его роман…
Для романа Володихина путь к читателю оказался намного короче. Вы уже сейчас можете взять его в руки. Сам сюжет романа я приберег напоследок. То, что я сообщил, всего лишь его экспозиция, общая фабула всего цикла. А роман описывает попытку группы черных археологов проникнуть в марсианский бункер с целью добычи древних артефактов. Удастся ли им это предприятие? Им противостоят официальные власти русского и американского секторов Марса, для которых черная археология вне закона; международный подпольный синдикат, который грабит марсианские могилы и не любит конкурентов; а также сами древние марсиане, большие мастера в изготовлении смертельных ловушек. Притом каждый из участников экспедиции не собирается делиться добычей с подельниками. Кто из отправившихся под землю выйдет на солнечный свет? И выйдет ли вообще? Читателю это остается неясным до самого конца.
Орел
комментарии(0)