Александр Родченко ярко проявил себя во многих областях творческой деятельности, поэтому 130-летие со дня его рождения отмечают в разных профессиональных цехах. Иллюстраторы и конструкторы книг, дизайнеры мебели и посуды, театральные декораторы, рекламисты, фотографы, живописцы могут вспомнить о вкладе Родченко в эти сферы. Да и не просто вкладе. Он был создателем конструктивистского «монтажного» дизайна, который и ныне вдохновляет многих мастеров этой профессии в разных странах. Издания, оформленные в 1920–1930-е годы Александром Родченко, – классика книжного искусства, библиофилы не дадут соврать.
Для краеведов это тоже чрезвычайно важная фигура. Александр Михайлович, как и его друзья по ЛЕФу, историей особо не увлекался, весь был устремлен в будущее. Он фиксировал на свою «лейку» виды Москвы, приметы новой жизни, лица людей послереволюционного времени. «Фотография для него в какой-то мере стала продолжением композиционных поисков в станковой живописи», – отмечает в одной из книг искусствовед Александр Лаврентьев. В фоторепортажах Родченко, публиковавшихся в популярных журналах тех лет, запечатлен дух перемен, происходивших в России. Экспрессивные ракурсы его снимков созвучны энергии индустриального рывка, который совершала страна.
Недаром так знамениты его серии о московских предприятиях – флагманах первой пятилетки. В объектив Родченко попадали похожие на средневековый замок корпуса Электрозавода, трубы МОГЭС, цеха автомобильного гиганта АМО. И конечно же, рабочие заводов и фабрик.
На его фотографиях эпохи нэпа – жизнь большого города с его разношерстными обитателями: продавщица папирос со Страстной площади, извозчики на углу Петровки и Кузнецкого моста, пожарные, проводящие смотр у стен Кремля, пассажиры трамваев у Сухаревской башни. И тут же «пережиток прошлого» – гадалки на Сретенке... Минимум лирики, максимум документальности.
По слову исследователя, он жаждал снимать город, жизнь и уличный быт «врасплох», его фотографии «передавали естественную фактуру жизни». Даже в самые рутинные редакционные задания Родченко всегда вносил творческий элемент, превращая репортаж в поэму. Места для съемки выбирал не случайные. В 1926 году он с аппаратом забрался на верхний этаж дома Моссельпрома, стены которого сам же расписывал рекламными лозунгами. Снятая оттуда панорама Арбатской площади воспринимается ныне как реквием по старой Москве. Две находящиеся в кадре церкви снесены в 1930-х, дом на углу Воздвиженки и здание рынка разрушены немецкой бомбой в июле 1941-го... До наших дней дошли только кинотеатр «Художественный» и памятник Гоголю – да и тот передвинут во двор.
Он часто снимал для журналов новостройки конструктивизма: жилые многоэтажки, продмаги и фабрики-кухни, здание «Известий». Как дизайнеру-авангардисту ему были интересны искания архитекторов-новаторов. Теперь эти кадры – неотъемлемая часть московской летописи первой половины ХХ века.
комментарии(0)