Автор привлекает внимание читателей к проблемам сегодняшнего дня, нерешенность которых в будущем может привести к катастрофе. Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Русский музей
София Эззиати дебютировала как писатель в 2017 году и вскоре выпустила антиутопию «Дневник революции», которая, по признанию автора, буквально родилась из музыки. И вот перед нами продолжение – «Дневник революции 2». Роман посвящен истории движения Сопротивления и его борьбе против разрушительной диктатуры могущественной организации «Единое Око», захватившей власть в системе Сапей (группа солнечных систем, вращающихся вокруг Великого Солнца). А в центре внимания оказались судьбы двух участников движения, «истинных союзников» Аска и Сольвейг.
В отличие от авторов классических антиутопий София Эззиати уделяет большее внимание не описанию причудливого мира будущего, а переживаниям героев (психологический рисунок которых выписан очень точно), проблемам нравственного выбора и этическим дилеммам – как на личном, так и на вселенском уровне. Для раскрытия внутреннего мира героев вполне подходит формат дневниковых записей, выбранный автором: повествование ведется то от лица Сольвейг, то от лица Аска. Надо сказать, выбор имен – важная часть образной системы любого произведения: называя героя тем или иным именем, автор как бы намекает нам на характер персонажа: Аск (по-английски to ask – «спрашивать») указывает на пытливость его натуры и неуспокоенность духа, Сольвейг (так звали героиню Ибсена и Блока) ассоциируется с романтическим типом личности, дерзновенным и способным на подвиги. Кроме того, необходимо отметить скандинавское происхождение имен (Аск – переводится как «ясень», Сольвейг – как «солнце» или «путь солнца»), что само по себе любопытно и придает повествованию смысловую глубину. Можно предположить, что Сольвейг, идущая путем солнца, то есть светлым, праведным путем, способна в символическом смысле указать путь и всему человечеству. Особенно важно, что у Софии Эззиати получилось создать убедительных положительных героев, что является, пожалуй, одной из самых трудных задач для любого писателя.
Первым вопросом, которым задаешься, начиная читать роман, написанный в жанре антиутопии, становится вопрос: почему именно этот жанр выбрал автор для своего произведения? Основных причин обращения, на мой взгляд, к такому жанру две. Либо человек, погружаясь в несуществующий мир, пытается таким образом заслониться от настоящего, либо – и именно это происходит в случае с Софией Эззиати, – напротив, настолько глубоко переживает настоящее, что, создавая в своем произведении будущее, пробует не только осмыслить, но и по мере своих сил улучшить нынешнюю действительность, преодолев ее глубочайшие кризисы. Кроме того, у автора появляется возможность привлечь внимание читателей к тем проблемам сегодняшнего дня, нерешенность которых в будущем может привести к катастрофе.
София Эззиати. Дневник революции 2: Роман-дилогия.– М.: У Никитских ворот, 2021. – 160 с. |
Антиутопия Софии Эззиати – отнюдь не приключенческий триллер, хотя сюжетная острота здесь, конечно, присутствует (что делает произведение кинематографичным), а скорее философский роман, в котором, как нарыв, вскрываются все беды нашей жизни. К чему способна привести глобализация на вселенском уровне, когда стираются не только национальные и языковые особенности, но и личностные? Какую ценность будут иметь человеческие отношения – любовь и дружба? Способен ли межгалактический передел власти обеспечить человечеству счастливое существование, ведь, по сути, одна деспотия всегда сменяется другой? Что такое подлинный патриотизм и нужно ли сохранять верность своим убеждениям в течение всей жизни?
Интересно, что в итоге нравственная сила отдельного человека оказывается сильнее мировой неправды – и это вовсе не выглядит наивным. Негласный призыв автора звучит мудро и зрело: всем нам необходим возврат к самим себе, к подлинной личностной свободе, но построенной не на постулатах корысти и наживы, а, как бы это патетично ни звучало, на фундаменте общечеловеческого счастья.
Хотелось бы отметить еще одну существенную особенность прозы Софии Эззиати. При всем драматизме описываемых событий автору удается придать произведению интонационно оптимистичное звучание, благодаря чему у читателя появляется надежда, что любой мрак рано или поздно будет пронизан спасительным светом – и не каким-то там сверхмощным межгалактическим, а простым человеческим теплом, сочувствием и добротой.
комментарии(0)