Люди в романе постоянно перемещаются, но собственно действий немного… Рисунок Леона Гутмана (США). |
Писатель, как и во многих предыдущих текстах, обращается к теме эмиграции, рассказывает о первых месяцах человека из России, приехавшего в Германию на постоянное место жительства. Понятно, что всякая эмиграция связана с ломкой психики, и Фадин показывает те коллизии, которые возникают в новой среде. Вот профессор Литвинов, когда-то преподававший социальные дисциплины. Он не может отвыкнуть от марксистского измерения бытия. Вот преподавательница немецкого языка Ирма, ей никак не удается соединиться с мужем, который устроился на работу в Кельне. Вот совершенно одинокий учитель музыки Захар Ильич Окорочко. Единственно близкое ему существо, с кем можно поговорить и пожаловаться на судьбу, – собака Фред.
Фадин в каком-то месте упоминает, что эмиграция в основном еврейская. Но специфический еврейский космос в романе не возникает. Уехавшие – это люди вообще, космополиты. Каким является и главный герой – бывший инженер Дмитрий Алексеевич Свешников, в одночасье оказавшийся не у дел. Свешников – русский, его же жена Раиса имеет еврейские корни, что позволяет им, давно не живущим вместе, умчаться вдвоем на Запад. Говоря об особенностях переезда, герой вспоминает присказку тех лет: еврейская жена не роскошь, а средство передвижения.
Размышляя о причинах, побудивших его на столь решительный шаг, Свешников признается себе, что главными из них были бытовая неустроенность и страх, что к власти снова придут коммунисты. Последнее в наших условиях звучит несколько анекдотически. Но Свешников не смотрит так далеко вперед.
Фактически герой пытается убедить себя, что он не экономический мигрант, и его бегство оправданно с политической точки зрения. Отчасти так оно и есть, хотя оптика у героя сдвинута.
Вадим Фадин. Хор мальчиков: Роман – М.: Время, 2021. – 468 с. |
Сильные бедные существуют и в современной России. Они добиваются всевозможных пособий, устраивают различные группы по интересам, пробивают на муниципальном уровне важные им проекты, скажем, обустройство лесопарка.
Но есть еще и «бедные бедные», кто не в состоянии собрать даже нужных документов, чтобы получить положенные им социальные выплаты. Разговор в романе, однако, не о них.
В фадинском произведении люди постоянно куда-то идут, перемещаются, но собственно действий в тексте немного. Роман можно сравнить с традиционной санскритской драмой, где статика преобладает над динамикой. Главное в ней – чувства, переживания. Целые акты могут быть посвящены описанию, например, прощания героя с ашрамом. Время, пространство, архитектоника – все работает на фиксацию какой-то танцевальной позы, образа. Цель индийской драмы заключается в гармонизации мировосприятия, снятии всех возникающих противоречий.
Вот и Фадин, сообразуясь с ней, останавливается на немногом, ходит вокруг немногого, чтобы войти в саму глубину, во внутренний смысл происходящего и соединить все одной живописной линией.
Но что же все-таки происходит в романе?
Конечно, любовь. Свешников случайно встречает бывшую подругу Марию. И с ней продолжается непростая история. Но главная интрига разворачивается вокруг другого события – попытки формальной жены и ее сына от первого брака развести героя на бабки. Чтобы разобраться в деле, тот едет на несколько дней в Москву – и там находит поддержку бывших одноклассников. Отсюда, к слову, и название произведения: «Хор мальчиков».
«Мальчики» живут по-разному, но встреча с ними лишний раз убеждает Свешникова в правильности выбранного им пути – в современной России делать ему решительно нечего.
Роман Фадина находится явно не в тренде. Он не патриотичен, ностальгия о советском вчера в нем начисто отсутствует, постмодернистской игры с формами тоже вроде не просматривается. «Большая книга» ему, похоже, не светит. Но его приятно читать, не спеша перелистывать страницы. Спокойное такое чтение.
комментарии(0)