0
2122
Газета Проза, периодика Печатная версия

22.09.2021 20:30:00

Концы в воду

Пять апельсиновых косточек метамодернизма

Тэги: детектив, писатель, убийство, агата кристи, конан дойл, сон


детектив, писатель, убийство, агата кристи, конан дойл, сон После убийства главное – выйти из сна. Генри Фюссли. Сон пастуха. 1793. Галерея Тейт, Лондон

«Всё из воды, и всё – в воду», – говорил древнегреческий философ Фалес Милетский. И метафизический дух воды Льву Наумову не только удалось выразить и облечь в форму – дух этот, кажется, фигурально пойман и заключен в романе «Пловец снов».

Постоянное морское волнение и вечное цикличное плавание, пожалуй, образуют одно из глубочайших пространств, куда погружается читатель. Но оно не единственное – Наумов развернул множество пересекающихся пространств, связанных друг с другом таинственными водными артериями. «Пловец снов» многослоен. Повествование начинается с точки, однако заканчивается так, как если бы за последнюю точку зацепились пучки электрических проводов – и воцарился конец без конца, когда энергия бежит дальше и образует все новые ячейки смыслов в зависимости от модуса восприятия и воли читателя. Даже фамилия главного героя – модного писателя плохих детективов, написавшего, однако, одну «настоящую» книгу, – имеет три варианта: Горенов, Горянов, Горинов, как бы подчеркивая хрупкость и изменчивость человеческого эго. Наумов превосходно умеет передать сновиденную природу нашей реальности и этим приемом весьма остроумно предоставляет своему герою алиби и оправдание в глазах читателя (не снится ли эта вся увлекательная и кровавая катавасия?). Ведь герой не просто писатель. Он еще и серийный убийца: однажды Горенов нашел ответ на актуальный для современного общества вопрос, как заставить людей читать хорошую литературу… «Читать плохую литературу смертельно опасно!» – таков его лозунг.

36-14-11250.jpg
Лев Наумов. Пловец снов:
Роман. – М.: Омега-Л,
2021. – 408 с.
Вначале он лишает жизни почтальоншу, пристрастившуюся к дурной литературе, затем – йога. Ввиду своей текстоцентричности Горенов совершает убийства по примеру детективной классики, оставляя вещи-указания, например пять апельсиновых косточек. Сыщики, к которым он даже заходит на чай в отделение, якобы за сюжетами для своих книг, молчат о совершенных им убийствах. Так убивал Горенов кого-то или нет? Получается, что по крайней мере замысел его не раскрыт. Как же тогда объяснить преследуемую им цель? Писатель-убийца решает составить зашифрованное послание и рассказать, что совершил, что планирует делать дальше и во имя чего. Письмо он оставляет дочери, а конверт с ее адресом и ключом к шифру передает любимой женщине. Ключ к шифру – «Долина страха» Конана Дойла. На месте убийства одной из жертв маньяк-беллетрист оставляет краску для шляпок – на сей раз намек на роман Агаты Кристи «Убить легко». В какой-то момент Горенов начинает ощущать себя героем собственного детектива. Он уже не может понять, где заканчивается его текст и начинается жизнь. Кто он: автор или персонаж? Здесь повествование в романе становится почти театральным, точно возникла невидимая сцена, и читатель, прежде в той или иной мере смотревший изнутри, начал смотреть извне.

Конечно, «Пловец снов» имеет черты постмодернистского романа. И он был бы таковым всецело, если бы не животворящий, смыслообразующий образ воды, являющийся и сновиденным, и реальным (потому что отражает высшую метафизику, то, что человек не видит, но только ощущает). Этот образ, манифестирующий нечто центральное и более реальное, даже чем человеческое эго, как раз и заставляет задуматься: а может, «Пловец снов» относится к тому загадочному метамодернизму, который отличается от постмодернизма тем, что и в пустоте тут раскрывается глубинный смысл? И в пустоте таится не отсутствие, но потенция самого бытия. И не в одном его частном проявлении, а во всей целостности.

«Вода же все щедро наполняет смыслом, в ней праздно прозябать невозможно. В море сразу возникает цель. Одни, чтобы занять себя смешной задачей, играют в мяч на безопасной границе величественной стихии. Другие ныряют ко дну, собирая камни и ракушки. Третьи просто бултыхаются на одном месте… Впрочем, совсем не «просто». Подобное времяпровождение позволяет соли проникнуть в тело и укрепить здоровье. В воде смысл есть всегда! Он появляется сам по себе, рождается из пены, прекрасный, будто Афродита», – пишет Лев Наумов. И, пожалуй, еще одно серьезное отличие от постмодернизма: несмотря на обилие метаморфоз, намеренных несоответствий (например, когда Горенов поднимается в гости к другу, стоит жара, а когда уходит, идет снег), в «Пловце» есть порядок. Пусть парадоксальный и необъяснимый, но есть.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
8083
Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Владимир Разуваев

Задержанный подозреваемый – мигрант из Узбекистана – заявил, что выполнял задание украинских спецслужб

0
5626
Убийцы генерал-лейтенанта Кириллова подорвали идею о начале переговоров России и Украины

Убийцы генерал-лейтенанта Кириллова подорвали идею о начале переговоров России и Украины

Владимир Мухин

В ответ на заявления Киева о наличии лазерного оружия Москва анонсирует появление ракетного комплекса "Осина"

0
17596
 КОНЦЕРТ  Хиты французского шансона. Франсуа Модеме

КОНЦЕРТ Хиты французского шансона. Франсуа Модеме

0
4566

Другие новости