0
3283
Газета Проза, периодика Печатная версия

22.09.2021 20:30:00

Надежда – удел слабых

Автор, встающий на сторону правды и зла

Тэги: витухновская, философия, бог, зло, постмодернизм


36-14-13250.jpg
Алина Витухновская.
Цивилизация хаоса: философия,
публицистика, проза, эссе. – М.:
Издательские решения:
Литературное бюро Натальи
Рубановой, 2021. – 544 с.
Вы когда-нибудь задумывались о природе хаоса? А что вы думаете о самоубийстве бога? А думали ли вы о том, насколько пошло само понятие или желание чуда? А спастись хотели? Если хотели, то от кого? Что вообще значит «спасение» и в чем, собственно, виноват верующий человек, слепо ищущий этого спасения? В книге Алины Витухновской «Цивилизация хаоса», вышедшей недавно на платформе Ridero, я не только лично для себя нашел ответы на многие экзистенциальные вопросы, но и был поражен, насколько внутренний мир автора персоналистичен.

И дело не только в том, что постулируемые ею философские открытия (именно открытия) совершенно самобытны, но и в том, что сегодня это именно тот материал, который нужен современному человеку. Мы устали от размытых и непонятных философских концепций, в которых перемешано все, начиная от вопросов онтологических, заканчивая вопросами влияния искусственного интеллекта. У Витухновской бога нет не потому, что она его не признает или не любит или уж тем более обижена на него. Бога нет, потому что он в принципе не нужен. И если уж и возможен бог, то не тот, которого рисуют в своем заурядном сознании люди с определенным мышлением. Бог возможен только тираничный и авторитарный. И никто его уж точно не убивал, считает Витухновская. Он, как злодейский умысел, намеренно растворился, чтобы не оставлять следов и не быть привлеченным к ответственности. Такой бог возможен, потому что именно такая сущность, именно зло в итоге одерживает победу и нет и не было никогда в истории примеров, подтверждающих обратное. Благое и святое обычно страдает и умирает в нищете, тогда как стратегическое превосходство на стороне циничного прагматизма.

Мы не знаем ни одного счастливого святоши, зато убийцы и злодеи чаще всего процветают и оставляют глубокий след в истории – им подражают, их именами называют улицы и города, их личности сотни лет вызывают споры у последующих поколений. Или, например, надежда. Она, как говорят, умирает последней. По мнению Витухновской, это не так уж страшно, если надежда умирает или если ее совсем уж нет, потому что только человек без надежды способен на настоящие подвиги и достижение целей. Лишите человека надежды, и он использует весь свой потенциал, чтобы достичь желаемого.

Именно надежда отдаляет личность от конечного результата. Само понятие надежды, пожалуй, отдает такой же суеверной пошлостью, как чудо, спасение и прочие термины. Человек с надеждой слаб, без нее – силен. Все просто как дважды два. У хаоса, который определяет мир, совершенно другие законы, и они, по мнению Алины, совершенно бесчеловечны, и искать в нем какие-то гуманистические начала, справедливость или определенные правила совершенно бессмысленно. И от антропоцентричного мусора, засевшего в голове, пора избавляться.

Никто в современном мире не желает уже скользких и неопределенных понятий типа «счастья», «веры» или прочих абстракций. От этого устали, а если человеку что и нужно, то это комфорт, деньги и социальный статус. Именно об этом рассказывает Витухновская, заставляя читателя задуматься о том, что многое, во что мы верили и верим, не более чем социальные мифы, которые только тормозят человечество, и индивида в частности. Мысль нематериальна, надежда – удел слабых, спасение – уже декларация собственной вины, а бога создал сам человек по своему образу и подобию, а не наоборот. И уж точно такого бога существовать не может. Бог, созданный по образу и подобию человека, был бы таким же уязвимым, как сам человек.

Отдельное внимание стоит обратить на постмодернистские рассказы Витухновской, без них общая картинка повествования, вероятно, не сложилась бы в такой причудливый, сюрреалистический и довольно мрачный узор. Но этим и сильна Витухновская. На ее стороне не только правда, но и зло. А зло всегда было самой могучей силой во Вселенной. И все же, несмотря на то что Алина давно поняла и приняла мир, в котором есть только борьба за власть, стремление к комфорту и социальному статусу, она оставляет для читателя некоторое окно для размышления, заявляя, что «если бы в мире существовало подлинное знание, то мира бы не было». Поэтому и хочется воскликнуть: «Алина, найдите подлинное знание и поделитесь им с нами».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более 30% россиян ждут увеличения алиментов

Более 30% россиян ждут увеличения алиментов

Ольга Соловьева

1,5 миллиона дел злостных неплательщиков находится у судебных приставов

0
2146
Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
5490
Подопытные Джойс, Набоков и Кафка

Подопытные Джойс, Набоков и Кафка

Игорь Михайлов

Теперь каждый может стать Андреем Бычковым

0
3373
В день Семистрельной и Страстной

В день Семистрельной и Страстной

Борис Колымагин

Валентин Дронов пишет здесь и сейчас, но так, как говорили в 1980-х

0
3194

Другие новости