С.Г. Малиновски.
Гвардии майор.– М.: Т8. – 474 с. |
Во все века существовали тайные духовные, религиозные и военные организации, ордена, ложи. И всегда они вызывали у людей сильнейший интерес, мистический трепет, почтение и страх – именно из-за того, что их представители обладали способностями, превышающими обычные человеческие. А теперь давайте представим, что все они – вампиры. Ну, или хотя бы их руководители, плюс непобедимые воины, искусные политики и дипломаты.
Что получится тогда? Люди – мы сами – на фоне могущественных вампиров становятся существами второго сорта… как в корейских манхвах (комиксах и мультфильмах), где вампиры полностью захватили власть над миром, а люди для них всего лишь сосуды для крови, выращиваемые на специальных фермах.
Именно таковы у С.Г. Малиновски вампиры Ложи. Они дают понять, что их задача – власть над миром и полное подчинение людей. Люди для них – лишь источники крови и таковыми должны стать официально. Но нет! Отношение к людям вампиров Лиги отличается кардинально. Они с уважением относятся к человечеству в целом, а особенно к самым ярким, выдающимся его представителям. Цвет нации, самые умные, интеллектуально развитые люди знают о существовании вампиров, об их бессмертии и других необычайных возможностях – и сами могут примерять эту роль на себя. Выбор оставлен за ними, и немало людей от этого отказываются: кто «из принципов», кто из нежелания лишиться возможностей иметь детей, кто-то же потому, что не желает зависимости от своей общности. И снова мы сталкиваемся с диаметральным различием в отношении к этой зависимости вампиров Лиги и откровенно беспринципных вампиров Ложи. Лига, даже не имея возможности обойти эту зависимость, всеми силами делает ее для своих представителей целесообразной, деятельной, просветляющей: не получит никогда подчиненный вампир приказа, расходящегося с его личными принципами. У Ложи иначе – они и инициировать могут против воли, и заманить-окрутить-опутать, и уже с мнением того, кого заполучили, практически не считаться – лишь бы действовал на пользу Ложе и ее задачам. Вот так пересекается история и современный миф-фантастика романа «Гвардии майор» – и происходит это очень реалистично. Так каков же жанр этого произведения? Ближе всего роман к жанру «легенда».
Определившись с жанром, мы подходим к историческим событиям, описанным в произведении. Это прежде всего Крымская война и героическая обороне Севастополя. Это самые динамичные и волнующие страницы романа, полные реализма, и в то же время авторы щадят читателей, не описывая ужасы войны слишком натуралистично. С одной стороны, мы и так верим описываемым ярким образам защитников города: адмирала Нахимова, военного инженера Тотлебена (вампира, Магистра Лиги), знаменитого хирурга Пирогова и многих других. С другой стороны, мы не можем не осознавать, как же сильно люди любят легенды! Легендами и мифами овеяна оборона славного Севастополя. Героев обороны славят, осыпают наградами и почетом – и в то же время персонажи романа знают: «Эта оборона никому не нужна». Страна уже списала Севастополь, не интересуется им. Награды присылают, а вот хорошее оружие и снабжение – нет. Героев славят, но помощи ждать неоткуда. Показательна судьба героя обороны матроса Кошки. Впоследствии из него сделали икону, некий символ, который выставляли на парадах, с ним как с героем знакомили высшие чины и иностранных дипломатов. Даже удивительно, что в романе и он – вампир. Обычно вампиры предстают утонченными дворянами, а тут – простой малороссийский парень. И именно он становится пророком будущего прогресса: предсказывает и появление многозарядного оружия, и подводной лодки, и даже самолетов.
Один из самых сильных образов книги – княгиня Елена Голицына. С ее появлением произведение из легендарно-исторической хроники незаметно превращается в авантюрный роман. Опытная, неотразимая дама-вамп сталкивается с наивным неискушенным юношей, и именно эта его наивность и становится для нее неожиданностью. С одной стороны, он умом понимает, кто перед ним, а с другой – не способен противиться влюбленности в эту невероятно красивую и умную женщину. И это чувство сбивает искусительницу с толку. До самого последнего момента княгиня Елена верит, что наивный птенец пойдет за нею в огонь и в воду, но…
И все же, несмотря на то что авторы тонко погружают нас в темные помыслы княгини, в ее черную внутреннюю бездну, в которой холодным огнем вспыхивает только одно – жажда власти, – эта женщина не может не вызывать определенного сочувствия. В романе очень мало героинь положительных, которые могли бы противостоять привлекательности княгини Елены. Даша Севастопольская тоже, как и Кошка, скорее некий символ, ее образ куда более иконописен, идеален. Потому и ждешь, что с княгиней Еленой произойдет что-то – некая трансформация, если не раскаяние, то изменение линии поведения, идейной подоплеки. Что если из «чужой» она не станет «своей», то хотя бы ее душа-бездна просветлеет благодаря любви, очеловечится.
Третья часть книги погружает нас в жизнь императорского двора. Здесь повествование максимально приближается к историчности, ну, разве что на внутреннем уровне более интимно, чем нам рассказали бы о том же хроники. Вампиры здесь всегда рядом с царским домом, берегут его покой. Император и его первый наследник Николай масштабно мыслят – и этот тип мышления не всегда принимается окружающими. В том числе и вторым наследником, Александром III, который «недолюбливал вампиров». И первое, что сделал по восхождении на престол, – официально запретил деятельность масонских лож, в том числе истинной Ложи, а имеющихся при дворе вампиров отдалил, если не лишив влияния на ход истории полностью, то очень сильно оное ослабив. Впрочем, вампирам не привыкать: в разные века отношение к ним было различным – от поклонения, словно богам, до преследования, а потому… Авторы оставляют нас с загадкой. А значит, истории еще далеко до окончания.
Симферополь
комментарии(0)