0
1304
Газета Проза, периодика Печатная версия

14.07.2021 20:30:00

Эпоха одного года

У Владимира Батшева время становится главным персонажем, а люди – композицией

Тэги: проза, история, европа, политика


26-14-12250.jpg
Владимир Батшев. 1948. Роман
в двух частях. –
Франкфурт-на-Майне:
Литературный европеец, 2021. –
272 с. + 240 с.
В романе Владимира Батшева герой – само время. Автор меняет местами персонажей и композицию. У него время становится главным персонажем, а люди… композицией. Обычно в литературном произведении человек реализуется во времени, у Батшева же, напротив, время реализуется в людях. Один из действующих лиц «1948», характеризуя образы, созданные Станиславским, восклицает: не персонажи, а символы. Вот это и есть ключ к пониманию художественного приема Владимира Батшева: в его романе люди – символы определенного времени.

И знаменитый на весь мир московский режиссер, и изведший его тиран, и немецкий военнопленный в советском лагере, и бывший белогвардеец, и американский офицер, и агент одной из западных спецслужб, и вырвавшийся из-за «железного занавеса» журналист – все они символы своего времени. У каждого из них своя история. А сумма их историй и есть слепок определенного времени.

Все события романа разворачиваются в конкретный период – в год, ставший заглавием произведения. Впрочем, иногда автор применяет прием ретроспекции и уводит повествование в минувшее. Но лишь затем, чтобы наилучшим образом высветить, реализовать события выбранного временного отрезка. Действие происходит одновременно в разных точках мира.

Роман Владимира Батшева невозможно пересказать: у него нет единой сюжетной линии. Собственно, он представляет собой череду эпизодов. Вместе с тем роман является совершенным портретом послевоенной Европы – красочным, колоритным, насыщенным событиями и деталями. Деталям автор вообще придает важнейшее значение. Благодаря им читатель буквально «видит» описываемое время, потому что перед глазами проходят сотни всяких мелочей, которые, как мазки гигантского полотна, в целостности формируют законченное изображение.

Владимир Батшев применяет этот самый прием красноречивой и информативной детали: они выстраиваются в череду картинок, которые затем просто, как кинопленка, бегут перед глазами читателя и открывают созданный автором мир. Вот почему разрозненные, казалось бы, эпизоды романа отнюдь не воспринимаются разорванными и перетасованными кусками повествования о разных лицах – они все, естественным образом, своевременно чередуясь, ведут к общему знаменателю – к целостному полотну, изображающему эпоху.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
3110
В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

Наталья Приходко

Украина рассчитывает заработать на нероссийском топливе

0
3072
Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

0
5828
Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2972

Другие новости