Дьявол преследовал людей во времена Средневековья, не оставил их и в 80-е годы ХХ века. Л.Н. Сваре. Граф Струнсе во власти Дьявола. 1772. Государственный художественный музей, Копенгаген
«Изгнание дьявола из моей лучшей подруги» – первая книга Грейди Хендрикса, переведенная на русский язык. Ценители хоррора ранее могли видеть снятую по его сценарию черную комедию «Сатанинская паника». На страницы любых своих произведений – будь то проза или кинодраматургия – писатель охотно призывает демонов, но относится к ним без религиозного трепета. Пускай посланцы ада наделены дьявольскими силами, современный человек, даже утратив веру, способен противопоставить им чувство юмора, смекалку и секулярный взгляд на мир.
Хоррор об изгнании дьявола кажется немыслимым без фигуры экзорциста. Если есть завладевший человеком демон, значит, должен быть и тот, кто справится со злой силой креста и молитв. Грейди Хендрикс разделывается с канонами жанра. Качок Кристиан из шоу «Вера и фитнес» (именно он тут будет зачитывать Библию и брызгать святой водой) – фигура откровенно комичная, а школьный пастор даже не попытается вступить в борьбу с темными силами. По-настоящему сражаться со злом придется старшекласснице Эбби – ведь именно ее подружкой завладел демон Андрас. У девушки нет познаний в теологии и всесокрушающей веры, зато на ее стороне сила плохих дредов, потерянных зубных пластинок, светлячков, Фила Коллинза, «Инопланетянина» и других символов давней дружбы.
Демон вселился в старшеклассницу Гретхен на вечеринке с ЛСД. Сначала девушка серьезно заболела, а потом резко похорошела и расцвела. Одной внешностью преображение не ограничилось – изменилось и поведение. Стараясь оставаться вне подозрений, Гретхен превращает жизнь окружающих в маленький, но по-настоящему мучительный ад. Демон находит к каждому индивидуальному подходу. Только Эбби понимает, что разумом подруги завладел кто-то иной, и готова бороться, пускай даже родители, школа и полиция встанут на пути. Хотя книга не относится к категории young adult, она становится своеобразным гимном юности – в каком же еще возрасте хватит максимализма и самоуверенности, чтобы пойти наперекор всем авторитетам. Впрочем, и одержимость здесь обнаруживает в себе черты подросткового бунта. В мистической прозе Хендрикса легко обнаруживается психологический пласт, стоит только добавить к демону определение «внутренний».
В названиях глав, задавая настроение, скрываются строчки из хитов 80-х – от легкой поп-музыки до тяжелого металла. Ностальгия по предпоследнему десятилетию ХХ века нынче в моде. Обращаясь к ней, Хендрикс не просто следует трендам – дух того тревожного, раскованного, неукротимого времени гармонично обволакивает историю двух подруг, делая ее еще более напряженной и драматичной. 80-е подарили миру «Зловещих мертвецов», «Кошмар на улице Вязов» и другие фильмы, где вопли ужаса легко сменяются нервной усмешкой. Хендрикс, тяготея к черной комедии, выдерживает баланс между смешным и страшным. Чтобы итоговый результат не оказался черно-белым полотном, он не жалеет эмоциональных красок. Шокировать, растрогать, удивить, опечалить, разозлить… – в каждой сцене преобладает свой психологический оттенок. Недостает разве что эдакого лавкрафтианского цвета из иных миров, который бы вывел роман Хендрикса за пределы обычного, пускай и неординарного ужастика.
Грейди Хендрикс. Изгнание дьявола из моей лучшей подруги / Пер. с англ. А. Голиковой.– М.: АСТ, 2020. – 412 с. (Мастера ужасов). |
Конечно, за гримасами одержимости в романе Грейди Хендрикса скрываются проблемы подростков. Взрослые не готовы понять или даже просто выслушать их. Система, которая должна защищать тинейджеров, найдет множество способов от них отмахнуться. Ситуация выглядит еще драматичнее, если учесть время действия: конец 80-х – разгар «сатанинской паники». СМИ пестрят «утками» о кровавых жертвоприношениях, подростки пугают друг друга жуткими городскими легендами, учителя советуют держаться настороже… Все настолько увлечены поисками иллюзорного дьявола, что даже не замечают рядом с собой настоящего зла. Более того, система создает все условия, чтобы темные силы чувствовали себя максимально комфортно. Зло сильно и необъятно, но его очень легко не заметить, если вместо реальности смотреть на мнимые образы успеха и требования инструкций.
Хендрикс в «Изгнании дьявола из моей лучшей подруги» рассказал очередную историю о противостоянии добра и зла. Вечный сюжет писатель преподносит одновременно с трогательностью и драйвом. Зло умело маскируется за обыденностью и находит себе невольных союзников. Добро беззащитно и безоружно, зато оно наделено умением любить. Эта сила гораздо действеннее самой древней магии и самых отработанных ритуалов. Пускай темная гравитация неудержимо тянет в бездну, любви – если только она настоящая, искренняя и впитавшая всю полноту жизни – будет достаточно, чтобы падение обернулось полетом.
комментарии(0)