![]() |
Борис Толчинский. Нарбонский вепрь.– М.: Т8 Издательские технологии, RUGRAM, 2020. – 416 с. |
Что могла этому противопоставить наша отечественная фантастическая литература? До недавнего времени – почти ничего. Ибо создать детально проработанный мир со своей историей, географией, религией, разработанной генеалогией владык, а иногда и языками – очень трудно. Но вот нашелся человек, решившийся подобный путь пройти.
Речь идет о трилогии Бориса Толчинского «Божественный мир», изданной наконец-то в полном объеме. Дело в том, что первые две книги этой трилогии – «Нарбонский вепрь» и «Боги выбирают сильных» – вышли в 1999 году в издательстве, давно почившем в бозе. И этот опыт нельзя назвать удачным: книги вышли не одновременно и были отправлены в розничную торговую сеть по отдельности, так что автор данной рецензии затратил немало времени, пока не приобрел второй том.
В издании, вышедшем в этом году, все три части трилогии, включая последнюю, третью часть – «Воскресшие и мстящие», – вышли одновременно. Кроме того, это издание оснащено, если так можно выразиться, «научным аппаратом», состоящим из справки, включающей в себя основные сведения о мире Аморийской империи, таблицы и схемы, поясняющие эту справку, словарь имен и названий. Кроме того, издание включает в себя два рассказа Толчинского, дополняющие историю созданного им мира и интервью самого автора, которое составлено из ответов на вопросы читателей его книг, заданные на разных площадках интернета. То есть весь Pax Amoria, мир Аморийской империи, собран под этими тремя обложками.
![]() |
Борис Толчинский. Боги выбирают сильных.– М.: Т8 Издательские технологии, RUGRAM, 2020. – 412 с. |
И аморийцы по праву считают себя идеальным универсальным государством: ведь ими правит живой бог – Император-Фараон, глава светской и духовной власти, потомок Великого Фортуната, чья колоссальная хрустальная статуя венчает Палатиум – Большой Императорский дворец в столице империи. Рядом, в Квиринальском дворце заседает правительство Его Величества. Еще есть Сенат, народные собрания (трибы) и даже Форум – все как в старом Риме. Подданные бога-императора делятся на патрисиев и плебеев. Но у них разное гражданское достоинство: патрисии – правящая элита, плебеи – подчиняющееся большинство. Патрисии заседают в Сенате, формируют правительство. Плебеи собираются в трибах – народных собраниях и выбирают своих трибунов, а также делегатов в Народную Ассамблею, которая, правда, обладает только совещательным голосом. Итак: есть власть монарха, есть власть аристократии и власть народа. В общем, чистой воды смешанное государственное устройство по Цицерону…
Господствующей религией в Аморийской империи является так называемое аватарианство, сочетающее в себе иудейскую исступленность с римским прагматизмом. Аморийцы поклоняются богу-императору, 12 богам Аватарам, воплощающим в себе по одному из аспектов Верховного Творца, а еще веруют в священность своих законов и государственных установлений. Поэтому любое сомнение в разумности государственного устройства автоматически становится ересью и карается сожжением на костре. И, разумеется, как реальные современные мировые религии аватарианство делит людей на избранных и «всех остальных». Избранные – конечно, аморийцы, остальные народы – варвары, существующие для того, чтобы поставлять Аморийской империи рабов в товарных количествах. Правда, аморийцы могут признать варвара равным себе. Если станет федератом – союзником империи и примет аморийскую веру…
![]() |
Борис Толчинский. Воскресшие и мстящие.– М.: Т8 Издательские технологии, RUGRAM, 2020. – 452 с. |
Но главная интрига состоит в том… Т-с-с-с… Никому не говорите… Божественный император царствует, но не правит. Императоры давно уже лишены реальной власти, за ними сохраняются чисто представительские функции. Империей правит первый министр, называемый на древнеегипетский манер «чати». И вот за пост чати идет непрерывная политическая борьба между не удостоившимися божественного звания потомками Фортуната. Официально преклоняя колени перед Божественным Величеством и называя себя его рабами, они фактически определяют внутреннюю и внешнюю политику империи. Именно борьбу между двумя могущественными кланами за власть и описывает в своих трех романах Толчинский. А что вы хотели от автора, который, на минутку, одним из первых защитил у нас в стране диссертацию по политологии?
Итак, 148 год Химеры (или 1785-й от Пришествия Аватаров). Империя в кризисе, хотя сама этого еще не понимает. Нарбонские галлы никак не хотят успокоиться: они тоже помнят, что являются наследниками Рима, как и аморийцы. Внутри страны поднимают голову еретики. Копится недовольство богатых плебеев, которых патрисии никак не хотят допускать к реальным рычагам управления. А Аватары… Аватары в людские дрязги не вмешиваются, а если вмешиваются, то не так, как хотелось бы попросившим о вмешательстве человекам. По-видимому, им все равно, кто осуществит назревшие реформы – молодая интриганка из великокняжеского дома Юстинов или прожженный политикан из дома Марццеллинов. Вперед, читатель! Делай ставки: кто победит в схватке за власть? И будет ли он вообще, победитель…
Орел
комментарии(0)