Борис Толчинский. Нарбонский вепрь.– М.: Т8 Издательские технологии, RUGRAM, 2020. – 416 с. |
Что могла этому противопоставить наша отечественная фантастическая литература? До недавнего времени – почти ничего. Ибо создать детально проработанный мир со своей историей, географией, религией, разработанной генеалогией владык, а иногда и языками – очень трудно. Но вот нашелся человек, решившийся подобный путь пройти.
Речь идет о трилогии Бориса Толчинского «Божественный мир», изданной наконец-то в полном объеме. Дело в том, что первые две книги этой трилогии – «Нарбонский вепрь» и «Боги выбирают сильных» – вышли в 1999 году в издательстве, давно почившем в бозе. И этот опыт нельзя назвать удачным: книги вышли не одновременно и были отправлены в розничную торговую сеть по отдельности, так что автор данной рецензии затратил немало времени, пока не приобрел второй том.
В издании, вышедшем в этом году, все три части трилогии, включая последнюю, третью часть – «Воскресшие и мстящие», – вышли одновременно. Кроме того, это издание оснащено, если так можно выразиться, «научным аппаратом», состоящим из справки, включающей в себя основные сведения о мире Аморийской империи, таблицы и схемы, поясняющие эту справку, словарь имен и названий. Кроме того, издание включает в себя два рассказа Толчинского, дополняющие историю созданного им мира и интервью самого автора, которое составлено из ответов на вопросы читателей его книг, заданные на разных площадках интернета. То есть весь Pax Amoria, мир Аморийской империи, собран под этими тремя обложками.
Борис Толчинский. Боги выбирают сильных.– М.: Т8 Издательские технологии, RUGRAM, 2020. – 412 с. |
И аморийцы по праву считают себя идеальным универсальным государством: ведь ими правит живой бог – Император-Фараон, глава светской и духовной власти, потомок Великого Фортуната, чья колоссальная хрустальная статуя венчает Палатиум – Большой Императорский дворец в столице империи. Рядом, в Квиринальском дворце заседает правительство Его Величества. Еще есть Сенат, народные собрания (трибы) и даже Форум – все как в старом Риме. Подданные бога-императора делятся на патрисиев и плебеев. Но у них разное гражданское достоинство: патрисии – правящая элита, плебеи – подчиняющееся большинство. Патрисии заседают в Сенате, формируют правительство. Плебеи собираются в трибах – народных собраниях и выбирают своих трибунов, а также делегатов в Народную Ассамблею, которая, правда, обладает только совещательным голосом. Итак: есть власть монарха, есть власть аристократии и власть народа. В общем, чистой воды смешанное государственное устройство по Цицерону…
Господствующей религией в Аморийской империи является так называемое аватарианство, сочетающее в себе иудейскую исступленность с римским прагматизмом. Аморийцы поклоняются богу-императору, 12 богам Аватарам, воплощающим в себе по одному из аспектов Верховного Творца, а еще веруют в священность своих законов и государственных установлений. Поэтому любое сомнение в разумности государственного устройства автоматически становится ересью и карается сожжением на костре. И, разумеется, как реальные современные мировые религии аватарианство делит людей на избранных и «всех остальных». Избранные – конечно, аморийцы, остальные народы – варвары, существующие для того, чтобы поставлять Аморийской империи рабов в товарных количествах. Правда, аморийцы могут признать варвара равным себе. Если станет федератом – союзником империи и примет аморийскую веру…
Борис Толчинский. Воскресшие и мстящие.– М.: Т8 Издательские технологии, RUGRAM, 2020. – 452 с. |
Но главная интрига состоит в том… Т-с-с-с… Никому не говорите… Божественный император царствует, но не правит. Императоры давно уже лишены реальной власти, за ними сохраняются чисто представительские функции. Империей правит первый министр, называемый на древнеегипетский манер «чати». И вот за пост чати идет непрерывная политическая борьба между не удостоившимися божественного звания потомками Фортуната. Официально преклоняя колени перед Божественным Величеством и называя себя его рабами, они фактически определяют внутреннюю и внешнюю политику империи. Именно борьбу между двумя могущественными кланами за власть и описывает в своих трех романах Толчинский. А что вы хотели от автора, который, на минутку, одним из первых защитил у нас в стране диссертацию по политологии?
Итак, 148 год Химеры (или 1785-й от Пришествия Аватаров). Империя в кризисе, хотя сама этого еще не понимает. Нарбонские галлы никак не хотят успокоиться: они тоже помнят, что являются наследниками Рима, как и аморийцы. Внутри страны поднимают голову еретики. Копится недовольство богатых плебеев, которых патрисии никак не хотят допускать к реальным рычагам управления. А Аватары… Аватары в людские дрязги не вмешиваются, а если вмешиваются, то не так, как хотелось бы попросившим о вмешательстве человекам. По-видимому, им все равно, кто осуществит назревшие реформы – молодая интриганка из великокняжеского дома Юстинов или прожженный политикан из дома Марццеллинов. Вперед, читатель! Делай ставки: кто победит в схватке за власть? И будет ли он вообще, победитель…
Орел
комментарии(0)