Иногда обезьяны оказываются человечнее людей. Гравюра XVIII века
Жанр политического памфлета прижился в России еще со времен «Истории одного города». Абсурдная реальность требовала безумной логики и фантастического сюжета, отражалась в кривых зеркалах босховскими полотнами. Двадцатый век породил плеяду памфлетов, насмешливых и недобрых. Хулио Хуренито и его преданные ученики, сумасшедшие профессора Булгакова, придурковатый солдат Чонкин и циничный Вавилен Татарский – все они неизбежные дети эпохи…
И герои романа Дмитрия Кубракова находят свое место в почетном «списке кораблей». Памфлет «Приключения Вани-Любани» прочно стоит на плечах литературных предшественников и машет оттуда светлому будущему. Абсурд начинает и выигрывает с первых страниц – героями книги оказываются зачатые в космосе черно-белые сиамские близнецы-экстрасенсы Иван да Любовь Козловы, из которых в секретной лаборатории воспитывают сверхгениев и спасителей человечества. Их мать – не биоробот, как твердят воспитатели, а русская женщина Наташа, сошедшая с ума от такой миссии. Их отец, африканский шаман – единственный честный и трезвый мужчина в России. Их наставники – сотрудники Очень Секретных Служб. Близнецам пришлось побеждать смерть еще до своего рождения – и они победили, пусть и дорогой ценой. Думаете, сказка на этом кончилась?
Эксперимент вызвал к жизни нежданные и могучие силы. Языческие божества и призраки коммунизма зашевелились, почуяв, что двухголовый вождь, генетический Франкенштейн исполнит пророчества и раздаст всем сестрам по серьгам. Телешоу наконец-то смогло продемонстрировать зрителям настоящие чудеса магии и телекинеза – никакого мошенничества. Милая болтушка-шимпанзе Анжела Д. открыла детишкам тайну великого Братосестра, Мессии свободных животных, этакого Муад Диба саванн. Вот только близнецам почему-то не хочется спасать акул и горилл – у них своих забот хватает.
Дмитрий Кубраков. Ваня-Любаня в стране вежливых людей: Роман-памфлет.– М: Время, 2020. – 240 с. (Интересное время) |
В калейдоскопе невероятных аллегорий можно найти отсылки к Булгакову и Пелевину, цитаты из популярных песен и газетные лозунги. На страницах картаво излагает очередные тезисы бессмертный Ленин и мудро смотрит на подданных дедушка Путин. Наезжают камеры, рычат звери, мчатся побеги, щелкают впустую наручники, сверхсекретные совещания заканчиваются великим ничем, безумие нарастает... А дети остаются детьми. Жертвами произвола взрослых, жестоких и ненужных экспериментов – совсем как мы с вами в эпоху великого коронабесия.
Кажется, что автор предвидел, какое будущее ждет страну и скрыл свое предупреждение в лабиринтах сплошного текста. Плотного и насыщенного, надо сказать, текста, меняющего стилистику, как красотка, перчатки. Автор играет с языком в лучших традициях Хармса, изобретает свои словечки и обороты, обогащает речь каламбурами и скоро-скороговорками.
«…Так-так-так! Шимпампончик! А похож-то как, человек ты мой родной! Две руки, четыре глаза. Главная примета есть! Глазки просто прелесть, мой любимый цвет – неба голодающей Африки в начале весны. Неужто ты и есть наш спаси-спаси-спаситель? Какое счастье, какая радость, – бормотала Анжела Д…»
Впрочем, у книги есть существенное отличие от большинства русско-советских памфлетов. Она добрая. Настолько добрая, что ее без стеснения можно давать детям. Корнейчуковские скороговорки и хармсовский юмор им наверняка понравятся. Впрочем, и взрослые любители политических анекдотов и черно-белого юмора должны оценить «Ваню-Любаню» по достоинству. Читайте да на ус мотайте – мало ли что еще предсказал писатель?
комментарии(0)