Мир прекрасен, если держаться светлой стороны. Иллюстрация из книги
«Плохо дело», – подумал Козличенко. То ли у него произошел какой-то сбой в восприятии мира, то ли с миром происходит что-то не так... В любом случае с этим стоит разобраться самым серьезным образом». «И разберусь!» – решает он , гневаясь на неизвестность». Вот так, этими словами, если быть кратким, можно передать фабулу романа Юрия Быкова «На светлой стороне». Именно это вместе со своим героем и пытается сделать автор – разобраться. Как, собственно, и многие великие и замечательные писатели, поэты, мудрецы и философы стремились понять – что же не так с нашим миром? В какой момент ВСЕ пошло не так, почему этот прекрасный, напоенный светом, счастьем, любовью и красотой мир становится юдолью страданий?! И великие Шекспир, Толстой, Достоевский, Булгаков стремились разобраться в этом многотрудном вопросе. Прояснилось ли что-то, удалось ли вывести «формулу счастья»?
Свою попытку разобраться с предвечным вопросом делает и наш современник – писатель Быков. Задача масштабная, и ответственность немалая.
Своевременно, даже закономерно появление этой книги сейчас. Книги, поднимающей вопрос экзистенциальный – о нашем существовании на планете. Сегодня нас как вид испытывают на прочность. Перефразируя классика, можно передать состояние, в котором мы пребываем, словами «страшно жить на этом свете, господа!». В тревожные дни создает писатель эту книгу, в самом названии которой заключается ответ. Веет умиротворением, уверенностью, что мы не окончательно заблудились, что мы еще сохраняем веру в добро и свет, что, несмотря ни на что, мы – на светлой стороне.
В это верит и к этому призывает автор.
Мы должны сохранить себя – самое совершенное Творение, созданное по Образу и Подобию...
Можно быть сторонником Чарльза Дарвина и его теории эволюции, а можно соглашаться со Львом Толстым, оппонировавшим ученому. Широко известно его критическое высказывание, что по теории Дарвина в течение времени из чего угодно может получиться все что угодно. Это вопрос, конечно, глубоко личностный. О себе могу сказать, что моя душа и сознание следуют за русским гением при всем моем уважении к наделенному большим воображением остроумному англичанину. Возьму на себя смелость предположить, что и автор скорее согласен с Толстым.
Юрий Быков. На светлой стороне.– М.: Т8 Издательские технологии, RUGRAM, 2020. – 204 с. |
В витиевато закрученном сюжете с использованием приема «попаданчества» много юмора. Вместе с «попаданцами» из позапрошлого века на страницах книги действуют иронично обрисованные, узнаваемые архетипы и нашего сегодняшнего социума, и «пришельцы» из прошлого. «А ты, сударь мой, умер красиво, во сне, правда, от пьянства», – узнает о своей кончине «попаданец», талантливый художник Савойский. Или слова уже о нашем современнике, бесшабашном и беспринципном представителе творческой интеллигенции: «Кудияров находился в том радужно-задорном состоянии пьяного человека, когда хочется любить ближнего, проявлять удаль и искать веселые приключения, которые, к слову, легко находятся, однако потом ужасают своими последствиями». Точно и тонко подмечено. Узнаваемо, и смешно, и грустно.
Большое количество персонажей не мешает целостному восприятию текста. Любовные похождения и бандитские разборки, перемещения во времени, размышления о современном искусстве и арт-рынке и много других мастерски выписанных сюжетных уловок использует Юрий Быков, до поры до времени не открывая читателю глубину своего замысла, а как бы пунктирно намекая: не все так просто... Например, автор размышляет о любви. Что это за непостижимое явление? Спасительная иллюзия души, «опьяненной желанием плоти», или величайший, божественный дар, уготованный только для избранных «родных» душ, способных прорваться к друг другу через века и расстояния?! Любить и быть любимым – «фраза банальна, но такова она именно потому, что в ней заключена формула счастья». Не хочется спорить...
И действительно, только в финальной главе автор раскрывает истинный смысл, заложенный в произведении. Я не буду спойлерить и навязывать свое понимание, все-таки у каждого читателя есть право осмыслить высказывание художника по-своему.
В заключение хочу привести напутствие, данное Дмитрием Шостаковичем начинающему композитору, а ныне всемирно прославленному мэтру Софье Губайдуллиной: «Продолжайте идти своим неправильным путем!» Вновь позволю себе изменить слова классика и пожелать Юрию Быкову не сворачивать со своего пути по светлой стороне вещей.
комментарии(0)