Особая тема – это взаимодействие бабушек и внуков. Карл Брюллов. Сон бабушки и внучки. 1829
Сборник женской прозы «Дочки-матери» собрал под одной обложкой рассказы современных писательниц с совершенно разным мироощущением. Однако их объединяет глубокое корневое чувство рода, попытка осмыслить пуповинную связь с предками прежде всего по женской, материнской линии. Прабабушка, бабушка, мать, дочка, внучка – героини рассказов осознают этот опыт по-разному, но всегда приходя к глубинам собственной души. А следом и читатель, как в хорошей джазовой пьесе, узнает мелодии собственной жизни.
Как часто ваша мама рассказывала вам эпизоды из своей жизни? И по нескольку раз? И почему-то многое из детства. И вы это помните. А потом детали забываются, если не записать. И жалеете, что не записали. Все эти тонкие нюансы звучат в прозе сборника. А потом, когда родители стареют, уже и мы становимся им как матери, а они наши дети. Но все же не до конца. Эта тонкая грань описана в рассказе Светланы Василенко «Парад Победы». Рассказ ведется от первого лица и не оставляет сомнений в его документальной основе. Как много в нем безоговорочной любви и даже мягкого юмора – чего стоит главка о белых туфлях, которые 87-летняя соседка купила себе в гроб, а потом, поняв, что они ей маловаты, предложила матери героини рассказа Светланы Василенко. Все это написано с щемящим чувством скорого возможного ухода матери...
Тема смерти, расставания с матерью, разрыва или перехода в иное состояние вечной боли и любви звучит во многих рассказах сборника. Это и неудивительно: ничто так не обнажает истину, как смерть близкого человека. Почти каждой женщине естественным ходом жизни предначертано пережить смерть матери. Вся палитра подчас непростых взаимоотношений проявляется именно в этой точке. Удивителен по силе рассказ Юлии Калининой «В любой непонятной ситуации вспоминай маму». «Почему я так сильно от нее завишу? Пять лет ее нет. А не отпускает. Как поступила бы мама? Что бы она сказала? Как бы она сделала?» – задается вопросами автор. А Ирина Витковская в рассказе «Растащиха» словно так и не может простить до конца матери, что та вроде больше к чужим людям щедра была, а не к дочерям… И только после ухода матери наступает переосмысление этих отношений.
Дочки-матери: Сборник женской прозы / Авт.-сост. Надежда Ажгихина. – М.: Союз российских писателей, 2020. – 400 с. |
Кажется, в сборнике собраны все возможные типы детско-родительских отношений. Это и жертвенность матери в рассказе Надежды Васильевой «Чаша сия», где мать отмаливает дочь, заболевшую раком, принеся свою жизнь в жертву. Это и абсолютное непонимание друг друга (рассказ «На разных языках» Светланы Смирновой). Это и бесчеловечность дочери и внучки (рассказ Рады Полищук «Продается мать»). Это и повторение психотипа матери (рассказ Галии Мавлютовой «И подарил Бог зеркало»). И еще множество тонких нюансов, которые опытный психолог мог бы раскладывать по полочкам... Как и сложный по сюжетным линиям рассказ Надежды Ажгихиной «Разбитое сердце», где к родовым воспоминаниям примыкает тема женской дружбы, со временем связывающей людей не кровными, а кармическими корнями.
Особая тема сборника – это взаимодействие бабушек и внуков. В рассказах писательниц бабушки выглядят совершенно современно. Так, героиня рассказа Татьяны Набатниковой «Бабушка в командировке» переводчица по профессии, ездит на конференции, но, несмотря на занятость, активно занимается тремя внуками. Но по-прежнему бабушка играет большую роль в жизни внуков, и смерть старшей женщины в семье становится для внуков настоящей трагедией (рассказ Александры Свиридовой «Помидоры из Херсона».) А героями рассказа Нины Горлановой «Детеныш Ксюха» становятся дети детсадовского возраста.
Сборник женской прозы «Дочки-матери» мне напомнил более всего разветвленную корневую систему, которая порождает самые разные, порой причудливые лесные деревья, но похожие на нашу жизнь.
комментарии(0)