Этот античный миф описывает крушение личных ценностей. Валентин Серов. Похищение Европы. 1910. ГТГ
Есть в фантастике поджанр, не известный зарубежным писателям и очень редко встречающийся у нас. Это так называемая сакральная фантастика. Сакральная фантастика отличается от фэнтези тем, что в сюжете действуют не магические и не волшебные, а именно сакральные мистические силы. Духи и божества. Николай Гоголь писал сакральную фантастику. Михаил Булгаков писал сакральную фантастику. Елена Хаецкая пишет сакральную фантастику. Свои силы в этом поджанре попробовала и Татьяна Беспалова. В ее новом романе на одинаковых правах с человеческими персонажами действует древний бог, герой шумерского эпоса Гильгамеш. И, как у булгаковского Воланда, у него есть даже своя свита, состоящая, правда, из одного кота.
Но если фантастический персонаж романа родом из Шумера, то причем тут похищение древней финикийской принцессы, вынесенное в его заголовок? Этого не поймешь, пока не дочитаешь произведение до конца. Что предложил принцессе Европе Зевс? Он предложил забыть свою прежнюю жизнь, свой прежний статус, а взамен пообещал свою любовь, любовь бога. И Европа покинула родину и семью ради этой новой жизни. Точно так же в конце романа Беспаловой русская девушка Надежда уходит из семьи со своим возлюбленным, пуштуном Шурали, уходит в новую жизнь, фактически на войну.
Неоднозначный финал. Особенно если вспомнить, как потом таких девочек приходится возвращать домой. Но вполне допустимый с точки зрения той проблемы, которую ставит Беспалова в своем романе.
А проблема состоит в том, что европейский, а шире западный, мир потерял ориентиры и находится в глубоком экзистенциальном кризисе. Критерии размыты, реперные точки исчезают. Системы ценностей разных национальных и социальных групп не только не совпадают, но даже не пересекаются. Люди перестали понимать, кто они и зачем живут. Налицо кризис идентичности. А между тем на Европу надвигается война… Нет, не так: надвигается Война. Она приходит с массой беженцев-мусульман, у которых с идентичностью все в порядке и которые хорошо знают, что им надо и как это взять.
Тогда при чем тут Гильгамеш, могут спросить читатели. Гильгамеш – один из движителей сюжета, сводящий и разводящий персонажей книги. Без его помощи сирийский мальчик Ияри и пуштун Шурали никогда не добрались бы из сгоревшего кровоточащего Алеппо в благополучный и мирный (пока еще) болгарский Несебр, без него не познакомились бы Шурали и Надя и не произошло бы еще многое из описанного в романе. Правда, сначала кажется, что Гильгамеш существует только в воспаленном воображении семилетнего Ияри. Но древний герой оказывается самым настоящим и берет под свое покровительство мальчика, потому что Ияри на самом деле… Но об этом читателям лучше прочесть в самом романе Татьяны Беспаловой.
Татьяна Беспалова. Похищение Европы: Роман.– М.: ArsisBooks, 2020. – 296 с. |
Роман «Похищение Европы» заслуживает внимания хотя бы потому, что позволяет свести вместе концы и начала, вытащенные на всеобщее обозрение автором данной рецензии, и насладиться перипетиями лихо закрученного между этими концами и началами сюжета. Тем более что вышеназванными героями список персонажей книги не исчерпывается. Там много разных лиц: молодых и старых, уравновешенных и сумасбродных, счастливых и несчастных, фанатиков и наемников, дельцов и бессребреников. Да и четвероногие персонажи романа очень хороши. И действие романа происходит на огромной территории от Алеппо и Восточного Курдистана до Рима и Лондона.
Орел
комментарии(0)