0
3439
Газета Проза, периодика Печатная версия

20.01.2021 20:30:00

Юра Лужков, Володя Мигуля и др.

Из какого сора рождаются легенды

Тэги: проза, горький, нижний новгород, лужков, владимир мигуля, леонид дербенев, романовы, галина брежнева, немцов, лариса васильева, шахерезада, арзамас, милиция, бизнес, семья


2-14-12250.jpg
Олег Рябов. Когда-то в городе
Горьком: Рассказы и повесть.–
Нижний Новгород: Деком, Книги,
2020. – 480 с.
Окажись такой мастер красноречия, как Шахерезада, в наши дни, да в Нижнем Новгороде, да еще в компании с писателем Олегом Рябовым, ей ничего не оставалось бы делать, как стоять в сторонке и нервно покусывать локти – от зависти. От жгучей черной зависти, которая всегда возникает, когда мастер своего дела встречает на пути более искусного соперника.

Новый сборник подтверждает: оригинальный сюжет – сильная сторона Рябова-новеллиста. Точнее сказать, поражает неожиданная концовка. Мерное течение рассказа о визите нынешних представителей дома Романовых в Нижний Новгород («Леля – крестный отец») завершается тем, что учительница английского языка и столяр театральной мастерской оказываются графиней и князем соответственно. А в «Чуде с историей Плиния» приключенческий рассказ ведется от лица… книги.

Спектр персонажей Рябова поистине безграничен. В основном это скромные герои наших дней, но люди далеко не простые, некоторые накоротке с сильными мира сего, поэтому на страницах книги читатели встретятся с Галиной Брежневой, Борей Немцовым, Юрой Лужковым, Ларисой Васильевой, Ленечкой Дербеневым.

Трудно сказать, почему выделена «в отдельное производство» завершающая сборник «Труба». Здесь она позиционируется как «маленькая повесть». В книге львиная доля рассказов соответствует подобной характеристике: и по охвату событий, и по количеству персонажей. «Труба» – одна из. Действие повести начинается летом 1972 года, когда три месяца не было дождей и вовсю горели торфяники. Александр Тужилин и его жена Нина жили в областном центре, когда мужа как инженера по технике безопасности послали руководить тушением пожаров в поселок Кержаки, а позже оставили там, назначив большим по местным меркам начальником. Беременная жена наотрез отказалась перебираться в такую глушь и в знак протеста уехала к родителям в Арзамас. Там она родила сына, увы, при родах скончавшись.

Тужилин воспитывал сына в одиночестве. Когда Саше пришло время служить в армии, он попал в Москву, в Кремлевский полк. В столице познакомился с Полинкой, девушкой из состоятельной семьи: мать – подполковник милиции, отец – художник, оба любят собирать антиквариат.

Вскоре Полинка представила солдата Сашу родителям. Мать тут же похвасталась своими мощными связями, и это было не пустое бахвальство: через считаные дни Саша Тужилин стал младшим лейтенантом милиции, служил в здании МИДа на Смоленской площади. Себе будущая теща организовала командировку в Кержаки, чтобы познакомиться с Тужилиным-старшим.

Тут пора сказать о заглавной Трубе. Она представляла собой гидротехническое сооружение, то есть в трубу была спрятана мелководная речка, которая в половодье затапливала дорогу. Много лет она выручала жителей поселка, но пора уже и честь знать – ремонтировать. А это технически сложно. Но и тут мать Полинки, ссылаясь на свои связи, пообещала организовать доставку вертолетами новой трубы, что и сделала.

Тем временем Сашу перевели на работу в ЧОП с очень хорошей зарплатой. Свадьбы еще не было, а он уже практически стал членом семьи, втянулся в общий бизнес, вместе с Полинкой и ее родителями собрался ехать в Питер. Там нужно было подписать чертовски выгодный контракт, дело попахивало миллиардами, должны были присутствовать все четверо. Однако накануне отъезда во время работ по установке новой трубы погиб Тужилин-старший. Несмотря на уговоры Полинки и ее родителей отправиться в Питер, Саша, разумеется, поехал на похороны отца, а в Москву потом не вернулся…

В «Трубе» налицо все излюбленные коллизии автора. Тут противостояние между городом и деревней; экстравагантный брак и пронырливая верхушка; бедность – не порок и «деньги решают все»… Короче, темы серьезные, частенько излагаются они с известной долей иронии.

А «Дилижанс», «Авторитет на службе», «Ловля рыбы бреднем» вообще можно считать юмористическими рассказами. Приключений в произведениях Рябова не меньше, чем в «Тысяча и одной ночи». Только у него они не сказочные, а вполне реальные. Ведь нет никакого волшебства в том, что эстрадный певец привозит после каждой зарубежной гастрольной поездки министру культуры дорогие презенты, а Володя Мигуля не дает откаты и мыкается по съемным квартирам.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
669
Литературное время лучше обычного

Литературное время лучше обычного

Марианна Власова

В Москве вручили премию имени Фазиля Искандера

0
175
Идет бычок? Качается?

Идет бычок? Качается?

Быль, обернувшаяся сказкой

0
552
По паспорту!

По паспорту!

О Москве 60–70-х и поэтах-переводчиках

0
381

Другие новости