В этих рассказах мифология сплетается с повседневностью. Джон Уильям Уотерхаус. Русалка. 1900. Королевская академия художеств, Лондон |
В мире этой книги можно жить одновременно в двух временах – времени мифа и времени наших дней. Кассандра – и своевольный подросток с вызывающим макияжем и наушниками, и трагическая предсказательница, видящая сквозь время (вернее, слышащая сквозь время – через наушники). Персефона – дочь властной матери, обычная молодая женщина – и жена Аида, сурового и прекрасного повелителя Царства мертвых. Сказка соседствует с обычной жизнью. В размеренное и спокойное существование героев легко вторгается нечто волшебное – например, крохотный человечек, найденный героиней «Маленького фея» в лесу. Летучие люди становятся для горожан частью бытовой реальности – то ли ангелы, то ли просто мелкие воришки. Экстраординарное входит в жизнь просто, без логических обоснований – и приходится принять это необычное без сомнений и удивления, потому что оно на самом деле всегда было рядом, и время никогда не было линейным, и разные реальности постоянно просачивались друг в друга.
Татьяна Дагович. Растения цвета любви: Рассказы.– [б.м.]: Литературное бюро Натальи Рубановой / Издательские решения, 2020. – 296 с. |
Происходящее в рассказах Дагович иррационально, неожиданно, подчиняется собственной логике. Волшебное и фантастическое здесь неотъемлемая часть мира и не служит для упрощения сюжета или заигрывания с читателем, который привык к жанровой литературе. Часто невозможно сказать, где именно происходит действие – неназываемые города, неизвестные страны. Очень быстро читатель понимает, что не стоит ждать прямолинейного высказывания, что он приглашен к сотворчеству – ему нужно вложить свои собственные смыслы. Создается пространство большой читательской свободы.
Рассказ, давший название сборнику, совсем небольшой, очень поэтичный. Это рассказ о любви и о старости, которая не страшна, потому что любовь не отступает перед смертью. Сами «растения цвета любви» – отдельный персонаж. Как настоящая непобедимая стихия, они «насыщают себя туманами, дождями и разрастаются гуще, закрывают небо». Запах гнили смешивается с запахом цветов – так и смерть навсегда соединена с любовью. Любовь является в разных обличьях и дает надежду на воскрешение («Богородица горная», «Милосердие смерти, любовь»), она возможна даже в дымном царстве мертвых («Зернышко граната»). Она остается главной надеждой среди человеческих трагедий и способна стать той ниточкой, которая сошьет ускользающие части реальности воедино.
Санкт-Петербург
комментарии(0)