Игорь Савельев. Как тебе такое, Iron Mask? Роман. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. – 350 с. (Актуальный роман). |
Лауреат букета дебютных премий, в числе которых и легендарный «Дебют», и сменивший его южнокорейский «Лицей», постоянный автор «Нового мира» и недавно омосквичившийся уфимец Игорь Савельев (см. интервью с ним в «НГ-EL» от 20.09.12) взялся за тему горячую и современную, любопытную в том числе тем, кто следит за антикоррупционными расследованиями и Instagram чиновничьих детей. Героя Савельева Алекса, студента Кембриджа, гея и хранящего поначалу инкогнито сына большого российского госслужащего, внезапно вызывают на родину. Это завязка, из которой вырастает причудливый фантасмагорически смешной и вместе с тем страшный узор нашей действительности. И нашего ближайшего будущего, в котором сын-прогрессист за отца-мракобеса не отвечает. Или отвечает? «В его круглосуточном сидении в Кремле, в Сочи, в бункере – где уж они там делают переворот? – в развороченном обыском Ново-Огареве, где бумаги клипово-печально, медленно валятся с потолка в стробоскопах, отцу явно не до него».
Этот задорно написанный роман о совершенно непрозрачном мире элит, из которого, как из яйца, в любой момент может вывалиться смерть Кощея, строится на отсроченной встрече двух миров, встрече отца и сына, будто воплощающих два возможных пути России – вспять, в феодально-воровскую византию или в ногу со временем, к воле, свободному выбору и плюрализму со всеми его вытекающими слабостями. По ходу дела читателя болтает по Москве вместе с героем – то заносит в гей-клуб, то в объятия к балерине Большого, то в коридоры Дома правительства, то в плен к ФСО, но главное напряжение всей повествовательной конструкции зиждется на этой дихотомии – отцы и дети, прошлое и будущее, наследие и право. И не окажутся ли молодые в заложниках (в «железных масках») у наворотившего делов предыдущего поколения.
комментарии(0)