0
2316
Газета Проза, периодика Печатная версия

28.10.2020 20:30:00

Смотреться в линзу микроскопа

Гиги вместо людей, абсурд пандемии и приближение к сюрреализму

Тэги: вирус, пандемия, триллер, карантин, маски, россия, германия, китай, абсурд, беккет, сюрреализм


вирус, пандемия, триллер, карантин, маски, россия, германия, китай, абсурд, беккет, сюрреализм Все слишком явственно видно, хотя от этого и не менее странно. Кадр из фильма Андрея Тарковского «Иваново детство».1962

Может показаться, что стереотип «в современной западной прозе главенствует сюжет, а в отечественной до сих пор все держится на идеях и на загадочной русской душе» бессмертен. Однако причин не поддерживать такую точку зрения все больше. Одна из них – появление российских романов с максимально размытыми жанровыми границами, сочетающими увлекательный сюжет и те самые «идеи», которые в данном случае не даются читателю с первого же прочтения, а ведут его к более глубокому осмыслению реальности.

К числу такой прозы, безусловно, относится роман «Изнанка» Инги Кузнецовой (интервью с писательницей читайте в этом номере «НГ-EL» на с.10). Ее романы «Пэчворк», «Промежуток» и, наконец, «Изнанка» роднит, пожалуй, лишь парадоксальное сочетание безудержной авторской фантазии и жесткого, а местами и сурового изображения действительности. Специфика магического реализма прозы Инги Кузнецовой – в максимальном приближении к сюрреализму, причем отнюдь не строго «головному», извлеченному из странноватых видений, малопонятных другому человеку, а, напротив, завораживающему и пугающему своей правдой. Именно такое впечатление возникает, когда мы смотримся в разбитое зеркало или поврежденную линзу микроскопа – все слишком явственно видно, хотя от этого и не менее странно.

Если по сюжету предыдущей, новаторской книги Кузнецовой «Промежуток» поэзия повсеместно заменяется прозой, и это преувеличение к концу романа превращается из спорного допущения в подлинную суть текущего времени, то в «Изнанке» повествование выстроено еще более дерзко – оно ведется от лица… вируса! Конечно, и в России, и за рубежом выходили книги, рассматривающие коронавирус с точки зрения науки либо конспирологических теорий, однако романов с таким главным персонажем, пожалуй, еще не выходило.

«Изнанка» – не очень объемный (менее 300 страниц) роман, и если бы в нем речь шла исключительно о перемещениях вируса, пусть и увлекательных, пусть и напряженных, то вышла бы куда более плоская по содержанию и замыслу книга. Тогда как в романе Кузнецовой, по жанру мятущемся между триллером, философской фантастикой и любовным романом, есть и причудливые с точки зрения вируса речи людей, живущих в России, Германии, Китае, и просто разговоры, не становящиеся «белым шумом» и лишь мнимо «пустопорожние». Собранные вместе, они способны передать лютый абсурд нашего сегодняшнего положения с пандемией, закрытыми границами и полными пертурбациями быта.

41-13-12250.jpg
Инга Кузнецова. Изнанка– М.:
АСТ, 2020. – 288 с.
(Городская проза)
Похожий прием используют драматурги: в современной драматургии разговорная речь, иногда и нецензурная лексика не препятствуют, а, наоборот, способствуют диалогу между зрителем и автором, размышляющими над «проклятыми вопросами». Что уж говорить о классиках театра абсурда – Гарольде Пинтере и Сэмюэле Беккете: у Пинтера герои могут двадцать минут просто «заговаривать» зрителя, после чего «вдруг» происходит катастрофа, трагедия или иное, не менее мрачное событие, а у Беккета мы движемся к познанию через самые разные пласты языка.

Страх, непонимание, движимые героями романа, или, например, желание одной из героинь книги, Кристи, развлечься по полной программе, поскольку это может быть в последний раз, – вот печальные двигатели регресса, а не прогресса: «Надо чаще руки мыть, что ли. Хотя это же не дизентерия! Почему я не спросил, как она передается? Приду и подниму инфу. В последнее время слабый вай-фай. Вот я иду, грязный, мусорные мешки тягал. Сколько там микробов? Кто знает. Скорее бы в душ и переодеться. Поговорить с родителями? Нет, пугать их не надо». Ирония по отношению к пандемии – дело прошедшее, поскольку сами новые правила общественной жизни – социальные дистанции, ношение масок и перчаток, самоизоляция и удаленная работа – обязательно приведут мир к какому-то новому этапу. Роман Инги Кузнецовой демонстрирует нам не только волнение и растерянность простых людей – студентов, офисных сотрудников, пожилых и даже преступников –перед лицом заражения коронавирусом, но и подает одновременно тихий и отчетливый сигнал о том, что в наших, человеческих руках решать, как строить свое существование дальше – в постпандемийную эпоху. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
873
5_9165_news1

5_9165_news1

0
465
Будущее Германии видят без «Зеленых»

Будущее Германии видят без «Зеленых»

Олег Никифоров

Немецкие политики предлагают варианты выхода из кризиса

0
1350
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
775

Другие новости