Некуда идти… Фото Евгения Никитина |
Ты живешь, живешь, скрываешь эмоции, тянешь лямку, как ломовая лошадь, жена тебя давно не любит, а ты все ее любишь и любишь, детей нет, карьера зашла в тупик, работа однообразна и изматывающая: «Люди вокруг на каком-то серьезном уровне были мне чужими. Никто из них не вызывал во мне сильного интереса; отчасти, возможно, потому, что никто всерьез не видел меня».
Это страстное желание главного героя быть самим собой приводит рассказчика к странному поступку. Ему просто хочется уйти в сторону и начать новую жизнь, оставшись в старой в виде двойника, который сделает за героя все, на что он не способен или не может сделать по слабости души. Двойник становится ректором, увольняет никудышных сотрудников, разводится с женой. Все это происходит под покровом внутреннего превосходства главного героя повести над своим двойником и победителями жизни: «Безостановочные конкуренция, оценивание, бесконтактная борьба. Думают, только так и надо жить. Думают, все хорошо. И ведь они никогда не станут слушать чудиков вроде меня. А когда захотят, будет поздно. Но большинство не захотят». Мысли двойника, мысли жены. Фантасмагория жизни, где непонятно, кто прав, кто виноват, кто кого любит. Двойник любит жену главного героя, жена любит американца, а герой стремится к покою, ради которого все и затевалось.
Александр Зайцев. Убежище Бельвью: Повести и рассказы.– М.: Водолей, 2020. – 240 с. |
Повесть «Слезинка» изобилует жуткими подробностями телевизионного мира, а все рассказы, включенные в этот сборник, замечательны и имеют легкий бунинский привкус. Хочется выделить рассказы «Одна любовь» и «Несколько пасмурных дней», хотя, возможно, именно за них автора и будут ругать, обвинив в излишней сентиментальности и слезливости, но мне они нравятся, а рассказ «Одна любовь» – просто брильянтик, рассказывающий о любви молодых людей: «Были вещи, которых они в разговорах не касались. Он чувствовал – не надо спрашивать о том, с кем она должна была встретиться на «Третьяковской», кто был до него, почему она подошла в том, первом кафе именно к нему и часто ли подходит к незнакомцам вот так, запросто».
Несмотря на желание Александра Зайцева быть в тренде приключенческой литературы, все-таки сборник «Убежище Бельвью» не о агентах, перестрелках, полярниках и телеведущих, а о человеке, которому некуда идти. Об одиночестве.
комментарии(0)