0
2001
Газета Проза, периодика Печатная версия

08.07.2020 20:30:00

Двойник разводится с женой

Что получается, когда очень хочется прожить свою собственную жизнь

Тэги: проза, повесть, рассказ, двойник, семья, полярник, ректор, телевидение, одиночество, бунин


25-14-2350.jpg
Некуда идти…  Фото Евгения Никитина
«Убежище Бельвью» – сборник повестей и рассказов прозаика, лингвиста Александра Зайцева о духовном кризисе немолодого человека. Безусловной удачей является повесть «Синий ладан», открывающая повествование и рассказывающая о филологе, преподавателе в университете, жизнь которого зашла в тупик. В «Синем ладане» одна проблема – это начало. Когда я открыл сборник и прочел первый абзац про двойника из ФСБ, то подумал, что это опять белиберда с погонями и перестрелками, и отложил чтение. Пересилить себя сумел только через две недели и оказался в восторге. Повесть, рассказывающая о желании 40-летнего человека прожить свою жизнь, близка мне. Близки размышления, чувства, разговоры, мир героя: «Ничего нельзя вернуть. Нельзя перемотать время и исправить реальность, чтобы все снова жили здесь, вся семья и все друзья, и все были живы, и не бедствовали, и влюблялись, и плодились и размножались, и ходили бы друг к другу в гости, и создавали красивые и полезные вещи, и честно трудились бы так, чтоб это вознаграждалось».

Ты живешь, живешь, скрываешь эмоции, тянешь лямку, как ломовая лошадь, жена тебя давно не любит, а ты все ее любишь и любишь, детей нет, карьера зашла в тупик, работа однообразна и изматывающая: «Люди вокруг на каком-то серьезном уровне были мне чужими. Никто из них не вызывал во мне сильного интереса; отчасти, возможно, потому, что никто всерьез не видел меня».

Это страстное желание главного героя быть самим собой приводит рассказчика к странному поступку. Ему просто хочется уйти в сторону и начать новую жизнь, оставшись в старой в виде двойника, который сделает за героя все, на что он не способен или не может сделать по слабости души. Двойник становится ректором, увольняет никудышных сотрудников, разводится с женой. Все это происходит под покровом внутреннего превосходства главного героя повести над своим двойником и победителями жизни: «Безостановочные конкуренция, оценивание, бесконтактная борьба. Думают, только так и надо жить. Думают, все хорошо. И ведь они никогда не станут слушать чудиков вроде меня. А когда захотят, будет поздно. Но большинство не захотят». Мысли двойника, мысли жены. Фантасмагория жизни, где непонятно, кто прав, кто виноват, кто кого любит. Двойник любит жену главного героя, жена любит американца, а герой стремится к покою, ради которого все и затевалось.

25-14-12250.jpg
Александр Зайцев. Убежище
Бельвью: Повести и рассказы.–
М.: Водолей, 2020. – 240 с.
Повесть «Убежище Бельвью» – удачная, стильная, но, как мне показалось, в ней автор оставил много загадок для читателя, остановив повествование на самом интересном месте. Выжившие в результате техногенной катастрофы полярники, пережив ряд злоключений и убедившись, что они остались одни на всей Земле, потеряв интернет, связь и всякие контакты, вдруг вступают в переписку с неизвестным редактором журнала по электронной почте. «Думаете, львам ваша статья будет интересна?» – пишет неизвестный адресат. То ли выжившие львы научились писать, читать и говорить, то ли для укрощения расплодившихся после катастрофы львов неизвестному редактору журнала надо прочесть статью-сказку главного героя львам. Мистика, столь интересная читателю.

Повесть «Слезинка» изобилует жуткими подробностями телевизионного мира, а все рассказы, включенные в этот сборник, замечательны и имеют легкий бунинский привкус. Хочется выделить рассказы «Одна любовь» и «Несколько пасмурных дней», хотя, возможно, именно за них автора и будут ругать, обвинив в излишней сентиментальности и слезливости, но мне они нравятся, а рассказ «Одна любовь» – просто брильянтик, рассказывающий о любви молодых людей: «Были вещи, которых они в разговорах не касались. Он чувствовал – не надо спрашивать о том, с кем она должна была встретиться на «Третьяковской», кто был до него, почему она подошла в том, первом кафе именно к нему и часто ли подходит к незнакомцам вот так, запросто».

Несмотря на желание Александра Зайцева быть в тренде приключенческой литературы, все-таки сборник «Убежище Бельвью» не о агентах, перестрелках, полярниках и телеведущих, а о человеке, которому некуда идти. Об одиночестве. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Вера Цветкова

Удержится ли комедийный уровень "Жуков" в 4-м сезоне и достигнет ли мистический приквел "13 Клинической" успеха оригинала

0
2386
Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2803
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
1478
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
1949

Другие новости