Галина Щербова. Что для меня поэзия: Стихотворения.– М.: У Никитских ворот, 2020. – 112 с. (101 поэт XXI века) |
Щербова в литературе не новичок, а зрелый автор. Она выстраивает свои стихи так, что между строками не то что лезвие – иголку невозможно просунуть: темы вытекают одна из другой, постепенно приводя к неожиданному, но естественному итогу. К примеру, в сонете «Пятый евангелист» туманное язычество проступает через картины деревенского быта, за которыми подспудно мистически возникает тема вестника о Христе, столь же убедительная, как явление Иисуса с апостолами на полотне Михаила Нестерова «Святая Русь»:
Пар поднимается от тела.
Дым бани сладостно смолист.
В лесу совы короткий свист.
Река струится онемело.
Травы касаясь то и дело,
Проносят волны желтый лист.
Вхожу в них, как евангелист
Входил в истории пределы.
Лист, поручив себя теченью.
Плывет, изогнут, как ладья,
Язычества бесшумной тенью.
И вечной жизни колея
Уносит всех без исключенья,
Но знаю о Христе лишь я.
Сторонник точных рифм в силлаботонике, Щербова тем не менее свободно оперирует и верлибрами. «Мысль изреченная есть ложь», – нередко мы цитируем классика, хотя чувствуем некую ущербность этого утверждения. Автор сборника не боится излагать мысли в форме афоризмов. Например, в таком: «Суть ключа – открытие». Или быстро нарисовать яркую картинку.
белый капот
облепленный желтыми
пятнами
липовых листьев
в облике что-то кошачье
эта пятнистая морда
в бархатных складках
что-то мне напоминает
«Ягуар-р-р-р»
Главные темы стихов – жизнь во всех проявлениях, природа, человеческие отношения, внутренний мир художника. В аннотации к новому сборнику верно указано, что каждый из пяти разделов – «Настоящее время», «Дом на юру», «Чувство притяжения», «Северный август», «Древний свет» – имеет свою направленность, однако это деление достаточно условно, как поясняет автор: «Между разделами есть перекличка, неизбежные пересечения тематики. Ведь стихотворения всегда имеют несколько граней того или иного поворота поэтического мышления и не являются однозначно определенным заявлением. Для автора особенно важна многозначность создаваемых образов, которые отражают впечатления от соприкосновения с различными сторонами бытия». В этом плане хорошей иллюстрацией является стихотворение «Навигация».
Галина Щербова Поэтов надо хвалить: Статьи, эссе.– М.: У Никитских ворот, 2020. – 204 с. (101 прозаик XXI века) |
Ледовито северное море
Вижу в запыленное стекло.
Корабли на рейде в полном
сборе –
Ждут разгрузки. Время
истекло.
Привезли взрывчатку, уголь,
соду:
Жизнь кипит во всякую погоду.
Загружают золото, руду.
В хмурую арктическую воду
Ускользают льдинами по льду.
Край вселенной. Без дворцов
помпезных,
Без дорог шоссейных и железных
Калачом сюда не заманить.
Только в моря аспидного безднах
Теплится связующая нить.
От материка не ждет
дотаций,
Посреди суровых декораций
Город-порт, у лета взяв
кредит,
Молится на сроки навигаций
И Николе Мокрому кадит.
Ключевым, выведенным в название новой книги, является стихотворение «Что для меня поэзия». Автор провозглашает аксиому, что возможность писать – это уже столь огромный дар, что все прочее практически не имеет значения. Признание, известность всегда желательны поэту, но он никогда не забывает, в чем состоит его истинное богатство.
если рыба с рожденья живет
без воды
то откуда ей знать
отчего она гибнет
и если однажды некто
просто нальет ей воды
то как ей его называть
и возможно ли после
желать чего-либо большего
Книга «Что для меня поэзия» вышла в серии «101 поэт XXI века» и является парной к книге того же автора в серии «101 прозаик XXI века», где представлены критические статьи Щербовой, отражающие ее индивидуальный взгляд на поэзию, литературу, творчество современных российских поэтов. Поэтому есть смысл охватить в одной рецензии обе книги московского автора, как созвучные, с разных позиций показывающие отношение поэта к поэзии.
Примечательно название второй книги: «Поэтов надо хвалить». Это принципиальная установка автора: «Возникает желание… показать достоинства стихов, поддержать поэта искренним положительным откликом, найти для этого точные и убедительные слова. Не имеет смысла выискивать огрехи, неудачи. Они всегда есть. Надо радоваться хорошему, что, несомненно, преобладает. Живой поэт, услышав разумные обоснованные похвалы, сам увидит свои недостатки. Не просто «нравится» или «не нравится», а почему нравится, в чем удача, каким образом сложилось уникальное стихотворение и было выпущено на волю в законченном виде. Не надо бояться захвалить».
В книге отражены раздумья Щербовой о творчестве десятков наших современников, среди которых Александр Хабаров, Олег Агринский, Екатерина Шевченко, Максим Гресько, Наталья Аришина, Марина Кудимова, Александр Суворов, Алексей Решетов, Нина Бялосинская, Юрий Иванов-Скобарь, Игорь Терехов, Александр Бутузов, Сергей Быстров, Василий Рысенков, Михаил Рысенков, Любовь Сердечная, Андрей Расторгуев, Сергей Нещеретов, Григорий Шувалов, Ирина Рогозина (Шиловская), Алексей Любегин, Борис Романов, Юрий Баранов.
К каждому поэту найден подход, в некоторых критических статьях дается детальный разбор отдельных стихотворений, высказывается мнение, что в тексте уникально, а что понижает его силу. Здесь интересны выводы о путях усовершенствования стихов, утверждается позиция, что любая критика благотворна. Учитывая, что и мои стихи были удостоены внимания автора и освещены в сборнике, искренне хотелось откликнуться на одобрение, продолжить поэтический диалог. Критик всегда увидит что-то такое, что позволит поэту радостно удивиться, как много нового открывается ему в его собственных строках. Интересен этюд, где Щербова, сравнивая стихи Юрия Баранова и свои, показывает, насколько индивидуально разрабатывается поэтами одна и та же тема, хотя оперируют они одними и теми же ключевыми словами.
Разговор о поэзии Щербова ведет, утверждая свое представление о том, что такое хорошие стихи: «Чувственный отклик на стихотворение возможен и без понимания. Эффект неожиданности как вспышка. Так вдруг замирает сердце от нежной мелодии, так оно замирает от ужаса при горестной вести. Искусство только там, где мы отзываемся на его создания чувственно, стихийным порывом. Во всех остальных случаях речь идет о профессионализме, мастерстве, ремесленничестве – об умении сделать хорошо, что точно оценивается умом. Несказáнное в стихотворении – пространство многозначности, где осуществляется перетекание смыслов, обыгрываются идиомы, свойственные русскому языку, и тонкие звуковые аналогии… Эти явления как для переложения прозой, так и для перевода на другой язык и – область страшных помех. Хорошие стихи трудно или невозможно перевести без урона…» Что до плохих стихов, то в книге дан разбор и этого явления.
Главный постулат критического сборника сформулирован его автором так: «Всегда легко критиковать поэтов. Обоснованно хвалить гораздо труднее. Но если есть, за что хвалить, – обязательно надо хвалить. Похвалы не означают, что у стихов нет недостатков, творческий процесс невозможен без ошибок, без отступлений и тупиков, но история поэзии дорожит только достоинствами».
Бардово, Псковская область
комментарии(0)