Примерно о том же было и в кинофильме «Странные дни»... Кадр из фильма «Странные дни». 1995
Книга Игоря Харичева – это 11 глав, 11 историй об «ощущизме» (от русского слова «ощущение»). «Ощущизм», дав людям возможность получать чужие ощущения, по сути, знакомиться с внутренним миром другого человека, изменил людей», – свидетельствует киевский философ Богдан Степанович. Именно русское слово представляется ученому, доктору наук, самым точным (хотя англичане, американцы и прочие предпочли бы скорее «sensualisme»), ведь существует старая мудрость «Скажи мне, какие у тебя ощущения, и я скажу, кто ты». В девятой главе «Постижение ощущизма» Богдан Степанович, теоретик, интеллектуал, постигший тонкости философии, написавший массу работ по «ощущизму», не может постигнуть женской логики, никакие сенсофильмы здесь не помогут – «все имеет свои пределы». Умный юмор, тонкая ирония наполняют роман. Обширная география (Россия, Украина, Америка, Франция, Польша, Новая Зеландия, Латвия, Литва), возрастное и гендерное разнообразие дают возможность ознакомиться с удивительным явлением глубоко и всесторонне. Эту книгу можно читать по порядку, вразброс или комбинируя главы произвольно – дело в том, что автор прекрасно владеет и сюжетостроением, и приемами стилизации. Любители научной фантастики не будут разочарованы, как и ценители авантюрно-детективной интриги, не будут в обиде и читатели блогов, интересующиеся паранормальными явлениями, а также читательницы женских журналов. (Примерно этой же темы в фильме «Странные дни» коснулись автор сценария Джеймс Кэмерон и режиссер Кэтрин Бигелоу, но гораздо уже.)
Роман Харичева предваряет эссе Мариэтты Чудаковой в семи главах – это текст «о времени и о себе». Чудакова сообщает, «не чинясь», что каждую книгу Харичева читает, «не отрываясь» и пытаясь разгадать секрет, она буквально погружается в мир автора, проходя по ступеням его прежних текстов, и ведет за собой читателя. И читатель, как и было задумано изобретателем «ощущизма», в режиме онлайн испытывает чувства литературоведа и писательницы Чудаковой. Ее история оказывается 12-й…
Но все же – по порядку. Глава первая так и называется «Рождение ощущизма». И рассказывает о своем изобретении Александр Гальперин, москвич. А началось все с творожных сырков. «Да, глазированные сырки. Ну, и… моя голова». Сын изобретателя, живущий в Новой Зеландии, соскучился по сыркам детства, и отец задумался, как сделать так, чтобы он ел, а сын улавливал его ощущения. Конечно, на отработку замысла ушло время. Кроме того, Гальперин придумал, как делать запись, чтобы любой желающий мог пользоваться чужими ощущениями. Была создана установка, открыто предприятие – не в России. Игорь Харичев в каждой главе кроме личной истории персонажа дает интереснейший очерк о современном положении описываемого государства (политика, экономика, социальные проблемы и т.д.). Нашлись инвесторы, дело обрело коммерческую составляющую. Возникла корпорация «Sensations». Появилась коллекция ощущений. «Благодаря ощущизму наш мир стал добрее» – это мнение изобретателя. В самом деле, чему завидовать, если можешь получить богатство, путешествия, интересные встречи, любовь, в конце концов, просто надев шлем? И с другой стороны, ощущения жертвы, «прочувствованные преступником в качестве наказания, заставят его навсегда отказаться от насилия». Согласны ли с Гальпериным все, попробовавшие вкус нового изобретения? Не все и не во всем! Да и тот, кто «выпустил джина из бутылки», тот, кого сравнивают со Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом, все же задается вопросом: где предел? Глава четвертая называется «Ощущизм и сомнение». Библиотекарь, молодая особа из города Друскенинкай, в чью обязанность входит выдавать шлемы для просмотра сенсофильмов, оказалась посредником между отцом и сыном (отец не понимал увлечений сына ощущизмом), предложив ему для знакомства фильм из истории Литвы. Прочувствовав все, что чувствовал князь Витаутас, отец признал свою неправоту и решил подарить сыну установку. Казалось бы, подтверждение положительной программы изобретателя. Но… Рассказывает о себе католичка, и у нее есть сомнения, которыми она делится со священнослужителем: «…Тут ощущения, которые даны конкретному человеку свыше, как и его тело, судьба. А они становятся доступны огромному числу людей. Нет ли в этом чего-то… что противоречит христианству?» Умный священнослужитель говорит, что церковь «пока не выработала своего отношения…», однако осторожность не помешает. И библиотекарь Бируте готова ее проявлять, ведь неизвестно, какие подводные камни есть у этого ощущизма.
Игорь Харичев. В гуще чужих ощущений: Роман в рассказах-признаниях. Предисл. М. Чудаковой.– М.: Союз писателей Москвы, Academia, журнал «Знание – сила», 2018. – 288 с. |
Вторая глава, самая длинная в книге, – «Поставщик ощущизма». Она могла бы стать основой для фильма-катастрофы. Это рассказ сенсохантера. Он, передав ощущения гибнущего военного моряка, летчика, попавшего в безвыходную ситуацию, в конце концов сам погибает. Да, ощущизм все же иногда требует «гибели всерьез»…
Завершает книгу глава, очень важная для понимания позиции автора. Это рассказ переощущенца. Написанная от лица простой женщины, что называется, маленького человека, история с печалями, драмами, разочарованием, обманом, но и радостями, конечно, заканчивается выводом: собственные ощущения важнее всего! Благодаря новым возможностям переощущенцы заново переживают события жизни и с позиции своего опыта начинают их иначе оценивать, больше ценить. «Вспоминать об ощущениях и вновь испытывать их – не одно и то же. Вот почему изобретение Александра Гальперина востребовано теми, к кому я примкнула».
А в главе 10-й «Тупик ощущизма» ярко, динамично и остро передана позиция антиощущенца. Не желая быть подверженным зависимости, молодой человек по имени Михаил вместе с единомышленником уничтожают с помощью «коктейля Молотова» оборудование и шлемы. Михаил и его девушка поначалу просто смотрели, как и все их сверстники, сенсофильмы, потом подсели на них крепко. Это их разлучило – на встречи не было времени… И Лиза покончила с собой. А Михаил стал экстремистом, ведь другого пути избавиться от этой заразы он не видел…
Глава третья при внимательном чтении является прологом к последней – житель Латвии Виктор рассказывает свою историю от создания фанатских клубов ощущизма в ранней юности на фоне постсоветской Риги, женитьбы, развода, поисков себя, до создания… переощущизма и возвращения любимой. «Занимаясь пропагандой ощущизма, я в какой-то момент понял, что мы часто не ценим собственные ощущения… К моим заслугам стоит отнести новое направление: переощущение собственных ощущений». Появляются новые секции, популярность переощущений растет. Но здесь опять встанет вопрос о том, кто переощущает и что за этим может последовать… Вдумчивый читатель, следящий за мыслью автора, не станет делать скоропалительных выводов. Нужно быть осторожнее, как и было сказано.
Очень удался автору и образ сенсосоциолога Каролины Стальски, профессора Варшавского университета (глава седьмая «Практики ощущизма»). Здесь во главе угла карьера, амбиции. Стиль этой истории напоминает отчет и донесение, резюме. Здесь авторская ирония, едкий юмор, сатира проявляются наиболее ярко. Речь идет о практической сенсосоциологии. Одна фирма заказала исследование женских лифчиков, «следующим стало очень интересное исследование… по заказу водочного завода». А потом пришло время и политики. «Какое обилие оттенков чувств способны вызывать политики! » В этой главе, пожалуй, наиболее сильно публицистическое начало: довольно подробно обрисованы взгляды современной Польши. Каролине Стальски очень важно было доказать, что она первый на Земле сенсосоциолог, и она доказала это, предъявив все свои публикации.
Александр Гальперин придумал ощущизм. Игорь Харичев придумал Гальперина. Плодом его воображения являются все сенсохантеры, сенсопсихоаналитики, сенсосоциологи, ценители и хулители, переощущенцы… Они живые, думающие, смешные, приятные и неприятные, с удачной и драматичной судьбой. Они – это, в общем-то, мы. И, возможно, поэтому читаешь, как и Мариэтта Чудакова, этот роман не отрываясь.
комментарии(0)