Урал в контексте мировой истории. Фото Андрея Щербака-Жукова
С тех пор как в восьмом классе, удобно устроившись за старинным обеденным столом в одной из комнат просторной коммунальной квартиры, в Чистом переулке, напротив пожарной каланчи, описанных в знаменитой повести «Собачье сердце», в квартире, когда-то принадлежавшей родственникам известного писателя, я впервые в жизни увидела родословное древо, тщательно нарисованное на тетрадном листе моим младшим другом Андреем Гусевым, племянником Михаила Булгакова, я мечтала создать нечто подобное. Мне – увы! – это пока не удалось. Зато Александр Кердан воплотил мою давнюю мечту в увлекательном историческом повествовании. На обложке романа уральского писателя стоит цифра 12+. Да, именно в шестом классе с особым интересом мы начинаем задумываться над своим происхождением и судьбами предков.
Показать историю одной из уральских семей в контексте мировой истории с древнейших времен до дня сегодняшнего – может ли быть задача сложнее этой? Вряд ли. Но Кердан с нею вполне справился.
Документальное, чуть с привкусом публицистики начало мягко подводит читателя к пониманию того, что тайные нити, ведущие обладателя той или иной фамилии в глубь веков, подобно волшебной нити Ариадны, могут завести нас в самые невообразимые глубины. Словно соревнуясь с Дмитрием Мережковским и Иваном Ефремовым (кто из нас в детстве не читал «Таис Афинскую»?), уральский автор погружает нас в живой, богатый конфликтами и смертельной борьбой поток живой истории, изображаемой с любовью и вкусом, с точными бытовыми реалиями далеких стран и эпох, где кипят страсти и ломаются судьбы. Заметно, что живущий в ХХI веке полковник Кердан ощущает себя прямым наследником отважных воинов, сражавшихся в великих битвах, рассказ о которых сегодня встретишь разве что в учебниках европейской истории.
Александр Кердан. Роман с фамилией.– М.: Вече, 2019. – 432 с. |
Испания и Иерусалим эпохи Первого крестового похода… Проза Кердана остродраматична: исторические события, как это случалось испокон веков, проходят железной пятой по хрупким человеческим судьбам. Непредсказуемые рифмы времени порой наполняют старые тексты энергией современности. Так произошло в эпоху русско-чеченского противостояния в конце ХХ века, когда мы с Львом Аннинским были потрясены, насколько актуально звучал спектакль по мотивам «Испанской баллады» Лиона Фейхтвангера, поставленный в Ярославском академическом драматическом театре с талантливой чеченской актрисой в главной роли.
И еще одна историческая рифма: описываемый уральским писателем затянувшийся раздрай на Украине в XVII столетии явно перекликается с той нестабильностью, которая отличает жизнь Незалежной Украины последней четверти века. «Как ни покажется странным, но события, вроде бы уже канувшие в Лету, оказываются очень актуальны и чрезвычайно поучительны сегодня. Корни многих современных конфликтов заложены именно там. Исторические параллели и совпадения – не просто параллели и совпадения, а последствия давно минувших дел...» – справедливо утверждает Николай Лугинов, народный писатель Якутии, автор предисловия к книге «Роман с фамилией».
Интересно: книга Александра Кердана в трактовке давних событий эпохи Богдана Хмельницкого и Переяславской рады во многом созвучна переизданному недавно роману авторитетного писателя старшего поколения Владислава Бахревского «Люба Украина», посвятившего ХVII веку более десяти исторических эпопей.
«Роман с фамилией» каждой из своих частей выразительно демонстрирует: история конкретной семьи неотделима от мировой истории. И в любую историческую эпоху активный человек вынужден делать свой личный выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, верностью и предательством, родиной и чужбиной, ответственным отношением к своему призванию и таланту и сиюминутной выгодой, возможностью ценой героической смерти обрести бессмертие в памяти потомков.
Детское воспоминание автора-повествователя: родной брат деда, рано умершего из-за рыбалки на отравленной ядерной аварией речке, почти столетний герой Первой мировой и Гражданской Антон Яковлевич, к ужасу навсегда напуганной давними репрессиями супружницы, сидящий на завалинке у своей насыпной хибары в фуфайке, на которой почти в ряд – четыре Георгиевских креста... Вот первый импульс, вдохновляющий будущего курсанта и писателя-историка: дедовы Георгиевы кресты – кровная связь с Первой мировой войной, которая еще не превратилась благодаря деду в сухие страницы учебника истории.
«Роман с фамилией» – это попытка писателя погрузить нас в кипящую лаву многовековой европейской истории, из которой выплавлялся в итоге наш день сегодняшний, связанный с теми давними событиями тысячами незримых нитей, проходящих через каждую семью.
Недаром Александр Солженицын считал: если каждый из нас напишет подробнейшую историю своей семьи, из этих общих родословий сложится подлинная история России. А еще – Александр Кердан нам это убедительно доказал – станет ясно, насколько тесно наша, российская история связана с историей европейской, а уж это никакими санкциями не разрушишь. Благодаря таким книгам маленький россиянин способен почувствовать себя «русским европейцем».
комментарии(0)