Неформалы готовы были идти на все, лишь бы не быть биомашинами. Кадр из фильма Юрия Мамина «Бакенбарды». 1990
В книге Владимира Козлова рассматривается проблема становления молодежных субкультур и контркультуры как таковой в Москве. Изначально идея книги, на мой скромный взгляд, – показать, как появлялся андеграунд на территории СССР. Нечто подобное было в книгах других легенд контркультуры, например у Алексея Рыбина в замечательном произведении «Как начиналось «Кино». Там основной упор сделан на Ленинград, а о столичных неформалах говорится немного. Плюс у жителя Северной столицы больший упор сделан на реальные события, у Владимира же наоборот – на художественные, хотя уверен: сюжеты основаны на реальных событиях тоже. Идеи Козлова более развернуты. Он хочет не просто донести, как развивались субкультуры, но и показать читателю, незнакомому с тем временем, что заставляло людей пополнять лишь зарождающиеся ряды неформалов. Почему индивид, не понятый обществом, не хотел строить светлое коммунистическое будущее, а хотел носить косуху, вкалывать ради запрещенных заморских пластинок, пить «чернила» во дворе. Тут показан и беспредел государства в Афганистане, и желание не быть похожим на быдло «люберов», для которых человек «с другого раена» – кровный враг.
Такие люди выбирали в качестве протеста против «быдло‑общества», не только рок‑музыку, другую одежду, сленг, но даже и более радикальные для того времени протесты. К примеру, устраивали митинг на Пушкинской площади, выходя в черных рубашках. Эти ребята отнюдь не испытывали расовой неприязни к другим национальностям, просто хотели показать государству, что народ недоволен властью, поэтому жаждет перемен.
Владимир Козлов. КГБ‑Рок: Роман СПб.: Дистопия, 2019. – 158 с. |
Обычно в подобных книгах авторы показывают негативный настрой к органам правопорядка. Люди в погонах срывают концерты, избивают панков с рокерами. Владимир же идет от противного: он показывает мир того времени глазами простых сотрудников, которым надо выполнить план, чтобы обезвредить банду национал‑социалистов. Партия требует посадки определенного количества «преступного элемента», вину которого надо буквально «высасывать из пальца». В книге Козлова сотрудники показаны простыми людьми с такими же странностями и проблемами, как и те, кого они ловят. Даже начинаешь испытывать к сотрудникам некоторую симпатию, смешанную с жалостью. Эти ребята сами не хотят сажать молодежь за глупости, но выбора нет: партия сказала посадить – значит надо. Книга превосходная, читается на одном дыхании, рекомендую всем.
комментарии(1)
0
vadimburkovv 11:06 17.10.2019
Спасибо